http://traffic.od.ua/news/railua/1163660
Первый в Украине частный пассажирский поезд таки добрался до Измаила
20 июля в Измаил прибыл первый рейс первого в Украине частного пассажирского поезда "Киев - Одесса - Измаил".
20 июля случилось то, чего так долго ждали жители Измаила - в самый большой город украинской Бессарабии прибыл прямой пассажирский поезд из Киева. Правда, заехав по пути в Одессу - иначе никак. Мало того, он еще и частный, обслуживается оператором "Южные туристические линии".
Надо отметить, что идея пустить поезд из Измаила в Киев давно крутилась в голове предприимчивых измаильчан. Шутка ли - по словам директора "Южных туристических линий" Алексея Семина, каждый день из Измаила отправляются на Киев, как минимум, три рейсовых автобуса: "... из них два всегда двухэтажных. То есть, каждый день примерно 150-200 человек едет из Измаила в столицу по делам или с туристическими целями. Время такой поездки автобусом - 10-12 часов, причем часть пути - по очень плохим местным дорогам. О комфорте и говорить не надо. Другой вариант - добраться до Одессы автобусом, и там пересесть на поезд, тоже не всегда удобный - из-за пересадки, потери времени и цены. А если ехать в Одессу местным поездом - то получается совсем неудобно. Он мало того, что ходит всего три раза в неделю, так еще и едет долго - почти 7 часов от Измаила до Одессы. Мы же предлагаем прямой поезд, без пересадок, с высоким уровнем комфорта. Причем, специально уравняли цену билета в плацкартном вагоне со стоимостью билета в автобусе." - Алексей красочно описал трудности придунайской логистики.
Результатом длительных обращений к руководству "Укрзализныци" и поиском путей решения железнодорожной проблемы Измаила стало, казалось бы, идеальное решение. Этим летом запускался поезд сообщением Киев - Одесса - Измаил. На нем должно было ходить два состава - один "Укрзализныци", второй - частный. Ходили бы они через день каждый, но по одному расписанию, что в сумме давало бы ежедневный рейс от Киева до Измаила. Но железнодорожники "свой" состав так и не запустили, а вот частники - смогли. Бизнес-модель взаимодействия туристической фирмы с железной дорогой такова. Фирма, согласовав с железной дорогой маршрут и график поезда, выкупает все билеты и перепродает чуть дороже. И без льгот, которые полагаются по закону целому ряду пассажиров в поездах "Укрзализныци". Все техническое обслуживание состава, сами вагоны и локомотивы - предоставляется "Укрзализныцей". Организация работы такого поезда совершенно идентична организации чартерных авиарейсов.
Но поскольку поезд - не просто пассажирский, но еще и туристический, то на каждой станции от Одессы до Измаила, а также в Киеве, пассажирам предоставляются различные экскурсионные программы. Это короткие, на пару часов, вроде обзорных экскурсий по Одессе, Киеву или Измаилу с Белгородом-Днестровским - так, чтобы приехав в пункт назначения, можно было ознакомиться с городом, а затем с чистой совестью и полным карманом впечатлений отправиться обратно. Это могут быть и длинные, на несколько суток, туры выходного дня. Таким образом "Южные туристические линии" предлагают увидеть не только города по пути следования поезда, но и Болград, Вилково, Килию и прочие локации в Бессарабии - каждая со своей уникальной историей. Особняком стоит предлагаемый автобусный трип в этно-музей Фрумушика-Нова на месте снесенного при строительстве военного полигона, а затем восстановленного села - такое путешествие занимает целый день с выездом от станции Арциз.
В поезде "Киев - Измаил" всего 5 вагонов: по два купейных и плацкартых, а также один полу-люкс (обычный купейный, но с размещением по два человека в купе). Количество мест в нем (суммарно 198) как раз соотвествует автобусному пассажиропотоку из Измаила в Киев. Все вагоны кондицонированы, в купейных вагонах и полу-люксе работает интернет через wi-fi. Правда, на просторах Бессарабии связь с Всемирной сетью реально была только во время остановок на станциях. Пассажиров купейных вагонов и полу-люкса еще и угощают - в стоимость билета входит чай или кофе, а также стандартный ланч-пакет (круасан, печенье, упаковки сладких и соленых орешков, минеральная вода и одноразовый пакетик чая).
Первый рейс частный поезд совершил, будучи заполненным процентов на 60. "Это очень неплохой показатель для первого рейса. При том, что мы делали рекламу, что наш поезд анонсировался в СМИ. Что характерно, больше всего оказался заполненный наш, так сказать, СВ - билет в нем стоит существенно дешевле, чем в традиционном вагоне такого типа за счет того, что используется обычный купейный вагон. Кроме того, там очень удобно путешествовать пассажирам с детьми, для которых не надо покупать билет, но в купе есть дополнительные спальные места на верхних полках." - подчеркивает Алексей Семин. Но до Измаила доехало совсем немного пассажиров - остальные сошли в Одессе и на станциях курорта Затока. Зато из Измаила в Киев собралось ехать существенно больше народу, к тому же пассажиры подсаживались на станциях по пути. Неудобство для пассажиров только одно. Билеты на него нельзя купить в обычных железнодорожных кассах - только через Интернет, либо через бронь с оплатой в любом терминале автоматизированных платежей.
Фактически, поезд выполняет три задачи. Во-первых, дает прямую связь Измаила с Киевом. Во-вторых, дает возможность туристам из Киева доехать без пересадок до курортного побережья Затоки. В-третьих, поезд работает также на весьма популярном и загруженном направлении Одесса - Киев. Между Одессой и Измаилом поезд делает остановки лишь на станциях Каролино-Бугаз, Бугаз, Белгород-Днестровский и Арциз. Общее время в пути от Одессы до Измаила - 5 часов 45 минут, в обратном направлении - 6 часов 20 минут. Как показал опыт первого рейса, поезд на данном участке может ехать быстрее - как минимум, на 30-40 минут, за счет приоритетного графика при движении по однопутной линии без остановок для пропуска встречных товарных составов. Также можно сократить длительную стоянку в Арцизе во время смены локомотива, если от Белгорода-Днестровского до Измаила поезд будет вести один тепловоз. Сэкономленное время позволит либо значительно уменьшить время в пути, либо ввести дополнительные остановки. Так, сами железнодорожники предлагают сделать остановки на станциях Сарата (районный центр, также с подвозом пассажиров из Татарбунарского района) и Дзинилор (неподалеку от райцентра Килия).
Кстати, в советское время пассажиропоток между Одессой и Измаилом был таков, что между городами поезда ходили три раза в день: один раз полноценный пассажирский поезд (в ночное время) и дважды - дизель-поезда пригородного типа по 8 вагонов. В середине 90-х гг. дизель-поезда отменили. А с 2009 года единственный оставшийся пассажирский поезд "Одесса - Измаил" стал ходить всего 4 раза в неделю, а затем - всего дважды в неделю. И лишь под давлением местной общественности поезд пустили трижды в неделю. Руководство Одесской железной дороги мотивирует отмену поездов низкой рентабельностью пассажирских поездов и отсутствием пассажиропотока. На деле же людей просто поставили перед фактом - теперь придется ехать на маршрутке, билет в которой стоит 100 грн., против 97 гривен в поезде - но в комфортабельном купе или всего лишь 20 с копейками гривен в сидячем вагоне. Мало того, за счет оплаты по принципу "дал на лапу проводнику и без билета", поезд по всем системам отчетности идет полупустым, тогда как на самом деле он забит чуть ли не под завязку.
Так или иначе, но 20 июля впервые с 1997 года в Бессарабии встретились два пассажирских поезда - один обычный, второй частный.