Рабочая версия материала - http://pabel2007.narod.ru/rutchenkovo.htm
Местность, на которой сейчас расположена ст. Рутченково, была известна со времен викингов. Там, где сейчас находится Донецк, а точнее - его западная часть, существовала система волоков кораблей из бассейна р. Кальмиус в бассейн р. Волья. Так, по Черепашиной балке (она же - Пасишная, она же - Безымянная) проходил один из волоков из Азовского моря в бассейн Днепра - между Черепашиным ручьем и р. Безымянная по водорозделу. Широкую известность этот "геополитический мостик" [(с) Е.Ясенова] получил во времена "творческой активности" запорожцев. "Чайки" и "дубасы" перемещались волоком из Кальмиуса в Волчью в случае блокирования устья Днепра турецким флотом, и наоборот - если речь шла о торговле и рыбалке запорожцев.
В широком смысле термин "Рутченково" может обозначать:
- бывшие владения дворян рода Рутченко (и родственных им Нестеровых) - территория современных Кировского и Ленинского районов г. Донецка;
- Кировский район города Донецка.
Поселок Иванодарьевка, или по фамилии местных землевладельцев Рутченко - Рутченковка, возник в середине ХIX в. В 1860 г. помещик Николай Рутченко заложил первые шахты - "дудки". Глубина шахт не превышала 12 м, разработки велись выше уровня грунтовых вод, обходились без крепи. Уголь поднимался на поверхность ручным воротом. Западнее поселка тянулись целинные луга для выпаса скота и сенокосов, принадлежащие селу Старомихайловка (площадь, ограниченная многоугольником с. Лозовое - п. Юзово - п. Рутченковка - п. Мандрыки). Восточнее располагались владения рода Рутченко - вплоть до правлого берега Кальмиуса. Собственно, жизнь в Иванодарьевку пришла с востока. Первым селом, которое получил род Рутченко в свои владения - это Григорьевка (в пределах современного поселка Боссэ).
В 1872 г. через поселок прошла первая очередь Константиновской железной дороги (Константиновка - Юзово - Еленовка), построена станция Рудничная, названная впоследствии так же по фамилии местных землевладельцев - Рутченково. Председатель правления Новороссийского акционерного общества и Константиновской железной дороги Джон Джеймс Юз (он же Хьюз) еще в 1871 г. заключил договора с крестьянами, проживающими в Авдеевской и Скотоватской волостях Бахмутского уезда, о добыче каменного угля для своего металлургического завода. В 1873 г. Юз арендует земли братьев Рутченко для строительства шахт нового образца. В 1877 г. в результате содействия французов была пущена в эксплуатацию первая такая шахта - № 11 (ныне - на территории поселка Рутченковского рудоремзавода), которая, согласно материалам переписи населения в 1897 г. числится выработанной, но на ее территории работали ремонтные мастерские с лесным складом.
В 1880 г. Константиновская железная дорога была присоединена к Донецкой Каменноугольной; Рутченково получило беспрепятственный выход на ст. Ханженково Курско-Харьковско-Азовской линии. В 1882 г. Константиновская линия была продлена до Мариуполя; в 1887 г. из Мариупольского порта был отправлен первый уголь. В это время Юз арендует земли помещицы Мандрыкиной и завладевает имением Кураховским, где так же закладываются шахты. В 1889 г. в Рутченковке действовало 7 шахт (№ 11, 18, 19, 21, 22, 26, 27), настоящей гордостью поселка была шахта № 19. Поселок интенсивно развивался В 1888 г. специалисты Ростовского почтово-телеграфного округа разработали проект почтово-телеграфной линии Таганрог - Мариуполь - Ясиноватая - Чаплино, проходящей вдоль Константиновской и Екатерининской железных дорог. В 1891 г. был сдан в эксплуатацию участок от Мариуполя до Ясиноватой с включением в систему поселков Юзовского конгломерата и с контрольной станцией в Ясиноватой, а в 1892 г. - от Ясиноватой до Чаплино.
В феврале 1888 г. на ст. Рутченково с поезда сошел российский ученый Д.И.Менделеев, который по приезду ознакомился с промышленностью Рутченково и Юзовки. Кроме того, он посоветовал на перспективу построить запасную линию донбасско-криворожского направления - 2-ю Екатерининскую железную дорогу. Не смотря на то, что в 90-х гг. ХIX в. Екатерининскую дорогу от Ясиноватой до Екатеринослава "осчастливили вторым путём", проект Менделеева не был отвергнут.
В 1904 г. открылся участок Волноваха - Долгинцево (Кривой Рог), обеспечив кратчайший выход в Крым из Донбасса. Настоящий промышленный бум в Донбассе начался после 1910 г. В это время прокладывается подъездной путь Рутченково - Старомихайловка, откуда колея продолжалась до Красногоровского огнеупорного завода и рудника В.Карпова (близ Кураховки). В 1913 г. в Рутченково действовали Вознесенский Каменноугольный рудник П.Карпова, Рутченковское горнопромышленное общество, а так же Товарищество Рутченковских каменноугольных копей и Лидиевские рудники, находящиеся на земле п. Юзово. В 1917 г. был открыт участок Рутченково - Цукуриха - Гришино (Красноармейск) для обслуживания копей близ Селидовки, Гришино и предприятий Красногоровки и Рои (Курахово).
"Лоскутное одеяло" помещичьих владений XVIII в. на территории современного Донецка дополнялось "заплатками", привносимыми капиталистами, которые брали в аренду и выкупали земли под рудники и заводы. В начале ХХ в. Рутченковский рудник включал в себя шахты № 19, 29, 30, 31, 32; работало 140 коксовых печей Коппе. Сердцевина поселка Рутченково располагалась не там, где мы привыкли ее видеть сегодня, к западу от станции, а с восточной стороны - от современного Текстильщика до Дурной балки. К западу от станции находился хутор Дарьино Поле наследников Горбачевой. В районе поселка Рутченково работал пивзавод А.Юза. Были проложены подъездные пути на коксобензольный завод Коппе, на машзавод Боссэ-Геннефельда, шахты Рутченковского и Лидиевского рудников.
Говоря о предприятиях, нельзя обойти стороной социальную инфраструктуру Рутченково и Григорьевки. Так, постоялые дворы были ближе к Григорьевке и Дурной балке, хотя бОльшая часть населения к тому времени жила, все же, ближе к станции Рутченково. Школы находились в поселке Рутченково и 29-й шахты, а больница и народное училище - в Григорьевке. Церковь находилась в Григорьевке, а молитвенные дома - в поселках Рутченково и 29-й шахты.
Донецкий краевед В.П.Стёпкин в одной из своих книг указывает на существование проекта Рутченковской железной дороги - от ст. Рутченково в направлении с. Григорьевка и завода Боссэ. В те времена использовать подъездные пути частных предприятий для целей развития инфраструктуры рабочих поселков и городов было проблематичнее, чем сейчас, а хороших дорог не было. Вот и возникла идея связующей ветки в пределах владений наследников Рутченко для обслуживания населения. Проект был утвержден в 1914-1916 гг., но по нему не проложили ни одного метра рельсов - помешал Октябрь 1917 г.
Отличилась ст. Рутченково и в годы революций. Так, в 1905 г. в июне, когда железнодорожники еще не бастовали, на станции поломался паровоз, который мешал движению поездов через станцию. Паровозный мастер Федор Гутин, обладавший неимоверной силой, самостоятельно вытолкал паровоз в тупик. Сам силач погиб спустя 2 года под колесами поезда, будучи в сильном опьянении. Собственно, в 1905-1906 гг. стачки начинались не столько в Юзовке, сколько на Рутченково...
В 1917 г. в становлении Советской власти в Рутченковке принимал активное участие Егор Абакумов, впоследствии - Министр угольной промышленности СССР. А в начале 1919 г. Рутченково стало пунктом разворота Красного бронепоезда юзовских рабочих под руководством Матвея Ахтырского, который вел бои на подступах к Юзово против сил белогвардейцев и анархистов. Позднее у станции разворачивались кровопролитные бои против белогвардейцев. Последние в январе 1919 г. держали оборону силами Самурского полка, бронепоезда "Вперед за Pодину" (позже ему на смену пришел "Дмитрий Донской") и Ингерманского гусарского полка.
Уже в 1926 г. население Рутченковского рудсовета составляло 19,3 тыс. жителей; на ст. Рутченково числились: Краснотворческое рудоуправление (рудники Лидиевский и Рутченковский), Коксобензольный завод и пивзовод бывшего Южнороссийского общества. Рудсовет временно передавался Марьинскому району. В 30-е гг. ХХ в. центр г. Сталино и поселок Рутченково соединил трамвайный маршрут № 5. Интересно проследить, как развивались поселки владений Рутченко в годы промышленного подъема и первые годы Советской власти. Если население Григорьевки и Дурной балки с 1897 по 1926 гг. удвоилось, то население поселков бывшего Рутченковского и Лидиевского рудников увеличилось почти в 4 раза. Вот Вам и железная дорога!
В годы Великой Отечественной войны станция и поселок Рутченково играли ключевую роль в боях за обладание г. Сталино (Донецк). Так, в октябре 1941 г. немцы прорвались в город именно через поселок Рутченково. А в 1943 г. удары Южного фронта вглубь поселка Рутченково ускорили отвод войск противника с позиции "Черепаха" (по берегам Кальмиуса и Торца).
Подъездные пути от Рутченково открылись преимущественно до Советской власти: участки Рутченково - Лидиевка (пути на шахты Лидиевка, им. Скочинского и им. Абакумова), Рутченково - Старомихайловка - Цукуриха (который позднее стал принадлежать Екатерининской железной дороге), Рутченково - шахта № 11 (по закрытии шахты на ее территории работал рудоремзавод; в 2009 г. подъездной путь к нему разобран), Рутченково - завод Боссэ и пр. открытые до 1917 г. На северо-восток, параллельно основному пути Рутченково - Донецк, проложен грузовой путь, принадлежащий Донецкому погрузочно-транспортному управлению (ныне - "Уголь Украины"). Станции: Восточная (примыкание путей на нефтебазу НК "Альянс" на "Норд" - завод "Гормаш", коксохимзавод; севернее есть ответвление на шахту № 17-17"бис"), Угольпуть (пути на ст. Смолянка, ш-ту "Октябрьский Рудник", и пр. Ответвление пути на шахту "Куйбышевская" находится близ о.п. Кварцитный, что на основном пути).
1). Поселок станции Рутченково на авторском сайте Е.Ясенова - http://www.donjetsk.com/progolki/213-vo … orod.html.
2). А.Я.Лысенко. Старомихайловка: 250 лет. - Х., 2007.
3). В.П.Степкин и В.И.Гергель. Полная история Донецка. - Д., 2008