Транспортный форум

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Транспортный форум » Интернет-сообщества и не только... » Подготовка неофициального путеводителя по железным дорогам Донбасса


Подготовка неофициального путеводителя по железным дорогам Донбасса

Сообщений 21 страница 30 из 80

21

Рабочая версия материала - http://pabel2007.narod.ru/rutchenkovo.htm

Местность, на которой сейчас расположена ст. Рутченково, была известна со времен викингов. Там, где сейчас находится Донецк, а точнее - его западная часть, существовала система волоков кораблей из бассейна р. Кальмиус в бассейн р. Волья. Так, по Черепашиной балке (она же - Пасишная, она же - Безымянная) проходил один из волоков из Азовского моря в бассейн Днепра - между Черепашиным ручьем и р. Безымянная по водорозделу. Широкую известность этот "геополитический мостик" [(с) Е.Ясенова] получил во времена "творческой активности" запорожцев. "Чайки" и "дубасы" перемещались волоком из Кальмиуса в Волчью в случае блокирования устья Днепра турецким флотом, и наоборот - если речь шла о торговле и рыбалке запорожцев.

В широком смысле термин "Рутченково" может обозначать:
- бывшие владения дворян рода Рутченко (и родственных им Нестеровых) - территория современных Кировского и Ленинского районов г. Донецка;
- Кировский район города Донецка.

Поселок Иванодарьевка, или по фамилии местных землевладельцев Рутченко - Рутченковка, возник в середине ХIX в. В 1860 г. помещик Николай Рутченко заложил первые шахты - "дудки". Глубина шахт не превышала 12 м, разработки велись выше уровня грунтовых вод, обходились без крепи. Уголь поднимался на поверхность ручным воротом. Западнее поселка тянулись целинные луга для выпаса скота и сенокосов, принадлежащие селу Старомихайловка (площадь, ограниченная многоугольником с. Лозовое - п. Юзово - п. Рутченковка - п. Мандрыки). Восточнее располагались владения рода Рутченко - вплоть до правлого берега Кальмиуса. Собственно, жизнь в Иванодарьевку пришла с востока. Первым селом, которое получил род Рутченко в свои владения - это Григорьевка (в пределах современного поселка Боссэ).

В 1872 г. через поселок прошла первая очередь Константиновской железной дороги (Константиновка - Юзово - Еленовка), построена станция Рудничная, названная впоследствии так же по фамилии местных землевладельцев - Рутченково. Председатель правления Новороссийского акционерного общества и Константиновской железной дороги Джон Джеймс Юз (он же Хьюз) еще в 1871 г. заключил договора с крестьянами, проживающими в Авдеевской и Скотоватской волостях Бахмутского уезда, о добыче каменного угля для своего металлургического завода. В 1873 г. Юз арендует земли братьев Рутченко для строительства шахт нового образца. В 1877 г. в результате содействия французов была пущена в эксплуатацию первая такая шахта - № 11 (ныне - на территории поселка Рутченковского рудоремзавода), которая, согласно материалам переписи населения в 1897 г. числится выработанной, но на ее территории работали ремонтные мастерские с лесным складом.

В 1880 г. Константиновская железная дорога была присоединена к Донецкой Каменноугольной; Рутченково получило беспрепятственный выход на ст. Ханженково Курско-Харьковско-Азовской линии. В 1882 г. Константиновская линия была продлена до Мариуполя; в 1887 г. из Мариупольского порта был отправлен первый уголь. В это время Юз арендует земли помещицы Мандрыкиной и завладевает имением Кураховским, где так же закладываются шахты. В 1889 г. в Рутченковке действовало 7 шахт (№ 11, 18, 19, 21, 22, 26, 27), настоящей гордостью поселка была шахта № 19. Поселок интенсивно развивался В 1888 г. специалисты Ростовского почтово-телеграфного округа разработали проект почтово-телеграфной линии Таганрог - Мариуполь - Ясиноватая - Чаплино, проходящей вдоль Константиновской и Екатерининской железных дорог. В 1891 г. был сдан в эксплуатацию участок от Мариуполя до Ясиноватой с включением в систему поселков Юзовского конгломерата и с контрольной станцией в Ясиноватой, а в 1892 г. - от Ясиноватой до Чаплино.

В феврале 1888 г. на ст. Рутченково с поезда сошел российский ученый Д.И.Менделеев, который по приезду ознакомился с промышленностью Рутченково и Юзовки. Кроме того, он посоветовал на перспективу построить запасную линию донбасско-криворожского направления - 2-ю Екатерининскую железную дорогу. Не смотря на то, что в 90-х гг. ХIX в. Екатерининскую дорогу от Ясиноватой до Екатеринослава "осчастливили вторым путём", проект Менделеева не был отвергнут.

В 1904 г. открылся участок Волноваха - Долгинцево (Кривой Рог), обеспечив кратчайший выход в Крым из Донбасса. Настоящий промышленный бум в Донбассе начался после 1910 г. В это время прокладывается подъездной путь Рутченково - Старомихайловка, откуда колея продолжалась до Красногоровского огнеупорного завода и рудника В.Карпова (близ Кураховки). В 1913 г. в Рутченково действовали Вознесенский Каменноугольный рудник П.Карпова, Рутченковское горнопромышленное общество, а так же Товарищество Рутченковских каменноугольных копей и Лидиевские рудники, находящиеся на земле п. Юзово. В 1917 г. был открыт участок Рутченково - Цукуриха - Гришино (Красноармейск) для обслуживания копей близ Селидовки, Гришино и предприятий Красногоровки и Рои (Курахово).

"Лоскутное одеяло" помещичьих владений XVIII в. на территории современного Донецка дополнялось "заплатками", привносимыми капиталистами, которые брали в аренду и выкупали земли под рудники и заводы. В начале ХХ в. Рутченковский рудник включал в себя шахты № 19, 29, 30, 31, 32; работало 140 коксовых печей Коппе. Сердцевина поселка Рутченково располагалась не там, где мы привыкли ее видеть сегодня, к западу от станции, а с восточной стороны - от современного Текстильщика до Дурной балки. К западу от станции находился хутор Дарьино Поле наследников Горбачевой. В районе поселка Рутченково работал пивзавод А.Юза. Были проложены подъездные пути на коксобензольный завод Коппе, на машзавод Боссэ-Геннефельда, шахты Рутченковского и Лидиевского рудников.

Говоря о предприятиях, нельзя обойти стороной социальную инфраструктуру Рутченково и Григорьевки. Так, постоялые дворы были ближе к Григорьевке и Дурной балке, хотя бОльшая часть населения к тому времени жила, все же, ближе к станции Рутченково. Школы находились в поселке Рутченково и 29-й шахты, а больница и народное училище - в Григорьевке. Церковь находилась в Григорьевке, а молитвенные дома - в поселках Рутченково и 29-й шахты.

Донецкий краевед В.П.Стёпкин в одной из своих книг указывает на существование проекта Рутченковской железной дороги - от ст. Рутченково в направлении с. Григорьевка и завода Боссэ. В те времена использовать подъездные пути частных предприятий для целей развития инфраструктуры рабочих поселков и городов было проблематичнее, чем сейчас, а хороших дорог не было. Вот и возникла идея связующей ветки в пределах владений наследников Рутченко для обслуживания населения. Проект был утвержден в 1914-1916 гг., но по нему не проложили ни одного метра рельсов - помешал Октябрь 1917 г.

Отличилась ст. Рутченково и в годы революций. Так, в 1905 г. в июне, когда железнодорожники еще не бастовали, на станции поломался паровоз, который мешал движению поездов через станцию. Паровозный мастер Федор Гутин, обладавший неимоверной силой, самостоятельно вытолкал паровоз в тупик. Сам силач погиб спустя 2 года под колесами поезда, будучи в сильном опьянении. Собственно, в 1905-1906 гг. стачки начинались не столько в Юзовке, сколько на Рутченково...

В 1917 г. в становлении Советской власти в Рутченковке принимал активное участие Егор Абакумов, впоследствии - Министр угольной промышленности СССР. А в начале 1919 г. Рутченково стало пунктом разворота Красного бронепоезда юзовских рабочих под руководством Матвея Ахтырского, который вел бои на подступах к Юзово против сил белогвардейцев и анархистов. Позднее у станции разворачивались кровопролитные бои против белогвардейцев. Последние в январе 1919 г. держали оборону силами Самурского полка, бронепоезда "Вперед за Pодину" (позже ему на смену пришел "Дмитрий Донской") и Ингерманского гусарского полка.

Уже в 1926 г. население Рутченковского рудсовета составляло 19,3 тыс. жителей; на ст. Рутченково числились: Краснотворческое рудоуправление (рудники Лидиевский и Рутченковский), Коксобензольный завод и пивзовод бывшего Южнороссийского общества. Рудсовет временно передавался Марьинскому району. В 30-е гг. ХХ в. центр г. Сталино и поселок Рутченково соединил трамвайный маршрут № 5. Интересно проследить, как развивались поселки владений Рутченко в годы промышленного подъема и первые годы Советской власти. Если население Григорьевки и Дурной балки с 1897 по 1926 гг. удвоилось, то население поселков бывшего Рутченковского и Лидиевского рудников увеличилось почти в 4 раза. Вот Вам и железная дорога!

В годы Великой Отечественной войны станция и поселок Рутченково играли ключевую роль в боях за обладание г. Сталино (Донецк). Так, в октябре 1941 г. немцы прорвались в город именно через поселок Рутченково. А в 1943 г. удары Южного фронта вглубь поселка Рутченково ускорили отвод войск противника с позиции "Черепаха" (по берегам Кальмиуса и Торца).

Подъездные пути от Рутченково открылись преимущественно до Советской власти: участки Рутченково - Лидиевка (пути на шахты Лидиевка, им. Скочинского и им. Абакумова), Рутченково - Старомихайловка - Цукуриха (который позднее стал принадлежать Екатерининской железной дороге), Рутченково - шахта № 11 (по закрытии шахты на ее территории работал рудоремзавод; в 2009 г. подъездной путь к нему разобран), Рутченково - завод Боссэ и пр. открытые до 1917 г. На северо-восток, параллельно основному пути Рутченково - Донецк, проложен грузовой путь, принадлежащий Донецкому погрузочно-транспортному управлению (ныне - "Уголь Украины"). Станции: Восточная (примыкание путей на нефтебазу НК "Альянс" на "Норд" - завод "Гормаш", коксохимзавод; севернее есть ответвление на шахту № 17-17"бис"), Угольпуть (пути на ст. Смолянка, ш-ту "Октябрьский Рудник", и пр. Ответвление пути на шахту "Куйбышевская" находится близ о.п. Кварцитный, что на основном пути).

1). Поселок станции Рутченково на авторском сайте Е.Ясенова - http://www.donjetsk.com/progolki/213-vo … orod.html.
2). А.Я.Лысенко. Старомихайловка: 250 лет. - Х., 2007.
3). В.П.Степкин и В.И.Гергель. Полная история Донецка. - Д., 2008

0

22

Народ! Есть материал по направлению Красноармейск - Доброполье - Дубово и практически всем остановкам на нём. В стадии набора. Так что, раздел справочника можно считать подготовленным (с помощью В.Цокура). Для окончательной редакции (чтобы уточнить дату строительства линии в 30-х гг.) придётся пересмотреть подшивки газет "Железнодорожник Донбасса" (в библиотеке им. Крупской - за 1962 по с.д.), "Шлях до перемоги" (Доброполье) и "Маяк" (Красноармейск), но когда я с этим управлюсь - не знаю.

0

23

Это все хорошо, у меня тоже есть некоторые наработки, но вся проблема в том, что некому заняться не информативной, а конструктивной основой проекта, т.е. сделать красивый примечательный сайт для этого проекта, т.к. в рамках форума мало кто будет им интересоваться (есс-но кроме постоянных участников этого форума).

Я зарегистрировал доменное имя don-zd.uz.ua на себя и прикрепил его к сайту на ucoz (don-zd.ucoz.ua). Я могу заняться заполнением информации по предложенному ранее "дереву", но вот кто займется дизайном (хотя бы простым), т.к. я в этом деле "ламер".

Неплохо было бы в путеводителе вывесить карту Донецкой ЖД и при клике на определенной линии выводится информация по ней, и т.п.

0

24

Попробовал сдвинуть дело с мертвой точки: http://don-zd.uz.ua/ . У кого есть желание учавствовать в данном проекте - пишите в ЛС для добавления в группу администраторов сайта.

0

25

Активное участие смогу принять через неделю-две. Сейчас могу предложить:
- участок Донецк - Сталь - http://railway-dcb.narod.ru/p1.htm
- станция Мерцалово - http://railway-dcb.narod.ru/mertsalovo.htm
Готовлю более подробный рассказ об участке Рутченково - Цукуриха - Красноармейск - Доброполье, собираю данные об участке Мерцалово - Дубово (кажется, приблизился к разгадке заговора молчания вокруг этой линии). Есть данные по о.п.-ам линий Красноармейск - Доброполье и Мерцалово - Дубово, но только в рукописном варианте.

0

26

Немного расширил "географию" путеводителя. Прошу рецензировать любую информацию в нем и указывать на какие-либо недочеты. don-zd.uz.ua

0

27

А в "Разное" статьи добавлять, что ли?

0

28

Давайте пока раздел "разное" во внимание не брать. Напр., если статья касается именно Красноармейска, то добавляем ее в раздел Станции->Красноармейск. Также еще раз прошу обращать внимание на "краткое описание" в каждом разделе, и при возможности писать мне об их неправильности, либо исправлять самим.

0

29

За Красноармейск вопросов не было. Имелись в виду статьи, ранее перенесённые на форум из сайта don-zd.ucoz.ua

0

30

Для этих статей можно сделать новый раздел

0


Вы здесь » Транспортный форум » Интернет-сообщества и не только... » Подготовка неофициального путеводителя по железным дорогам Донбасса