Транспортный форум

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Транспортный форум » Интернет-сообщества и не только... » Подготовка неофициального путеводителя по железным дорогам Донбасса


Подготовка неофициального путеводителя по железным дорогам Донбасса

Сообщений 31 страница 40 из 80

31

Не могу войти на сайт ни под старым, ни под новым паролем.

***
Красноармейск
(1880-1934 гг. - Гришино, 1934 - 1938 гг. - Постышево, 1938 - 1967 гг. - Красноармейское)
Железнодорожный узел, 5 магистральных и немагистральных (на Донецк, Днепропетровск, Новомосковск, Доброполье, Рою) и 2 местных (на предприятия г. Красноармейск и Димитров) направления. Город, районный центр. Крупный промышленный и транспортный узел.
В 1880 г. в связи со строительством Екатерининской железной дороги начато строительство станции и пристанционного посёлка Гришино, названного в честь одноимённого казацкого села (основано в 1795 г.) в 8 верстах северо-западнее станции. В 1881 г. на станции было построено паровозное депо на 4 стойла (паровозы 4Н, Од, Ов, Щ) с оборотным депо в Авдеевке, а в 1883 г. - железнодорожный вокзал. В 1884 г. вступила в строй Екатерининская железная дорога от Долинской до Ясиноватой через Долгинцево (Кривой Рог-Гл.), Пятихатки, Екатеринослав (Днепропетровск), Чаплино с наибольшим грузопотоком среди железных дорог Российской империи. До 1913 г. ст. Гришино была линейной, т.к. подъездные пути строить не начинали.
В 1911 г. начальник Екатерининской железной дороги Ванифантьев обратился в Особую комиссию с просьбой изучения перспектив угледобычи в районе Гришино, Доброполье, и строительства Григорьевской подъездной линии протяженностью 15 вёрст с перспективой продления её до Южных железных дорог. В 1912 г. с просьбой строительства подъездных путей к царскому правительству обратились промышленники Гришинского уезда. Разрешение было дано в 1913 г., и техотдел службы пути составил проектную документацию по строительству линий Рутченково - Гришино, Гришино - Лозовая и связанных с ними подъездных путей. Строительство началось с конца 1913 г.
В 1914 г. вступил в строй подъездной путь от ст. Гришино до Новоэкономического рудника. Во второй половине 1915 г. был закончен основной объём работ по строительству линий Гришино - Доброполье и Гришино - Рутченково, однако первая линия была открыта официально в июле 1916 г., а вторая - по частям в 1917 г. В этом же году открыли подъездной путь от Чунишино до Сазоново, а в ноябре 1918 г. - от Цукурихи до Кохановки (с. Ильинка). В 1916-1918 гг. строился участок от Гришино до Павлограда хода Гришино - Ровно. Однако, Гражданская война и последовавшая за ней разруха остановили строительство железных дорог.
Узловой пункт Гришино был важным в построении обороны и разрыве путей снабжения противника. Станция пострадала в годы Гражданской и Великой Отечественной войны. В 1918-1920 гг. Гришино 14 раз переходило из рук в руки, а в 1941-1943 гг. власть в Красноармейском менялась 6 раз. Особенно жестокими были бои в апреле 1918 г., мае 1919 г., январе 1942 г., и в 1943 г. В феврале 1943 г. город был разрушен до основания - узел захватили и почти 2 недели удерживали части подвижной группы Юго-Западного фронта Красной армии, со всех сторон отбывая атаки немецкой группы армий "Юг". Каждый кирпичный дом был превращён в огневую точку, концентрирующую на себы огонь оппонентов. После зимы 1943 г. Красноармейское называли "городом расстрелянных улиц".
До 60-х гг. железнодорожный транспорт имел неоспоримые конкурентные преимущества в плане грузо- и пассажироперевозок перед автомобильным. Из 1,4 тыс. км автодорог Гришинского района в 1934 г. лишь 3 км были заасфальтированы.
В 1935 г. на базе паровозного депо образовано вагонное депо ст. Постышево. В 1936 г. в паровозное депо стали поступать новые паровозы серии ФД. В этом же году была достроена первая очередь линии Постышево - Ровно от Постышево до Новомосковска. Начались соревнования машинистов по увеличению скорости движения тяжелых грузовых составов. В конце 30-х гг. был построен подъездной путь от ст. Мерцалово до ст. Дубово, который до войны использовали для быстрого попадания донбасского угля в порты Прибалтики (по замыслу царских времён), а во время войны немцами - для быстрого попадания топлива и военной техники на Кавказ. После освобождения Красноармейского в сентябре 1943 г. линии на Новомосковск и Дубово были разобраны.
Лишь в 50-х гг. началось восстановление подъездных путей. Участок от Красноармейского до Новомосковска восстановили в 1957 г. Разведка крупных запасов коксующихся и энергетических углей севернее Красноармейского в 40-50-х гг. дала толчок к восстановлению подъездных путей на Добропольско-Лозовском направлении и строительству шахт между Добропольем и Александровкой. В 1954 г. был построен (частично восстановлен) подъездной путь Мерцалово - Легендарная - Дружная (гидрошахта "Пионер"), а в 1960 г. была восстановлена связка Мерцалово - Дубово.
В 1960-1962 гг. Донецкая железная дорога принимает от треста "Красноармейскуголь" паровозное депо и 122 км подъездных путей, и наряду с бюрократическими процедурами начинает приводить пути в порядок. В 1962 г. для согласования погрузки на подъездных путях с работой линий общего пользования создаётся куст под оперативным управлением узлового диспетчера, куда включаются станции Красноармейское, Родинское, Мерцалово, Доброполье. На участке Мерцалово - Дубово начинают курсировать пассажирские поезда.
В 1959 г. была электрифицирована линия Чаплино - Ясиноватая. На базе электрифицированных направлений начинает создаваться скоростное грузовое направление Донбасс - Поднепровье - Львов - Чоп, на котором Красноармейск стал важным стратегическим пунктом. В 70-е гг. в локомотивное депо Красноармейск пришли новые тепловозы ТГМ3А и ТЭМ3. Настоящим звёздным часом для железнодорожного Красноармейска стали 80-е гг. Локомотивное и вагонное депо осваивали передовые технологии ремонта полувагонов (до 16 тыс. в год), сварки моноблоков в среде аргона, ремонта фильтров. Создавались поточные линии по разборке и ремонту роликовых букс. Частично наработки 80-х гг. были утеряны в лихие 90-е гг., а в начале XXI в. было признано неперспективным стратегическое направление Красноармейск - Лозовая.
Ныне в Красноармейске находятся локомотивное и вагонное депо, модернизированный железнодорожный вокзал, дистанция пути.
Старейшим промышленным предприятиям Красноармейска является динасовый завод, носивший в прошлом имя Ф.Дзержинского. Первая очередь завода огнеупоров была запущена в 1933 г. В 1983 г. вступила в строй новая туннельная печь, совмещённая со складом готовой продукции, с проектной мощностью 35 тыс. тонн огнеупоров в год. Красноармейский динас - один из самых дешёвых в отрасли. В посёлке Динзавода работают 3 школы, 2 детсада, клуб, профилакторий.
Завод "Электродвигатель" в западной части города был создан в 1954 г. как ремонтно-электромеханическое предприятие по обслуживанию бытовых приборов (утюгов). К 60-м гг. было освоено производство электродвигателей.
Специализированный завод средств пылеподавления (в обиходе - КПД) вступил в строй в 1979 г. Продукция завода используется для повышения уровня безопасности и комфорта в горном деле: форсунки и оросители комбайнов, фильтры, высоконапорные насосные установки, бурильные станки и пр.
В городе работает хлебзавод и пищевкусовая фабрика.
Гостинница "Дружба" на 124 места находится в 5 мин. ходьбы от железнодорожного вокзала.
В 80-е гг. была налажена работа Красноармейского бюро путешествий и экскурсий. На базе туристическо-краеведческих кружков г. Димитров, Доброполье. Родинское, Селидово организовывались экскурсии на предприятия, по вышеуказанным городам, а так же в Донецк, Жданов (Мариуполь), Славянск, Ломоносов (Ленингр.обл.), Махачкалу и т.д. Сотрудничая с Донецкой железной дорогой и местным автотранспортным предприятиям, организовывались путешествия по туристическим маршрутам: места боевой славы (Ровеньки, Краснодон, Зарьков, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Полтава, Меловое, Коммунарск, "Миус-фронт" с Саур-могилой и Таганрогом, Волжский, Москву, Киев, Молодечно), в места отдыха (Жданов, Бердянск, Славяногорск, Брусин, Щурово, Серебрянка, Дроновка, Краснооскольское вдхр.), заповедники (Аскания-Нова, Великоанадольский лес, Каменные Могилы, Хомутовская Степь), а так же на теплоходах по Азовскому морю. С распадом СССР эта система за 2-3 года деградировала, и сейчас восстановление туристической сферы района будет стоить значительных усилий и средств.
См. так же транспорт Красноармейского района - http://pabel2007.narod.ru/krasnoarmeysk.htm

0

32

В ближайшее время буду выкладывать инфу по ст. Новая (Димитровпогрузтранс), Родинская, Доброполье, Облачный, 52 км, 49 км, 41 км, Легендарная, 26 км, Золотые Пруды, 19 км, 15 км, Ветерок, 4 км, а так же по направлению Рутченково - Красноармейск - Лозовая. Указал объекты в порядке очереди на выкладывание.

0

33

Пароль который я тебе выслал - не новый, а пароль для входа в панель управления как администратор, т.е. на сайт заходишь под своим логином и паролем, но чтобы перейти на панель управления, надо вводить имя сайта и высланный мною пароль.

0

34

если так и не получается войти, то попробуй перерегистрироваться.

0

35

Станция Новая ("Димитровпогрузтранс")
Станция Новая "Димитровпогрузтранса" возникла в начале 70-х гг., когда "Красноармейскуглю" вернули часть подъездных путей, которыми он располагал 10 годами ранее. От станции - подъездные пути к шахтам "Центральная" и им. Стаханова. До возникновения в этих местах станции, в ее будущей северной горловине существовал разъезд 6 км, который был упразднён в начале 80-х гг. Однако, до начала 90-х гг. машинисты останавливали пригородные поезда Красноармейск - Дубово по требованию "на хуторе" (имеется в виду хутор Запорожский в северной части Красноармейска). В начале 90-х гг. в южной горловине ст. Новая возникла платформа ост.п. 83 км, которую демонтировали в 2009 г.
Совхоз "Молочный" (усадьба - в с. Ровное) был образован в 1930 г. Ныне от с. Ровное до с. Красный Лиман располагаются свиноводческие комплексы "АПК-Инвест".
В балке Грузская (она же - Каракубова, она же - Орсовская - в северной части современного Димитрова и Новоэкономического) в XVIII в. располагался хутор козака Ваула.
Хутор Запорожский возник недалеко от ветви знаменитого Бахмутского шляха - от Среднего Днепра к Старобельску и в Область войска Донского через Бахмут.
В начале ХХ в. на территории современного Димитрова возникают рудники Гродовский и Новоэкономический (ныне - шахты № 5/6 им. Димитрова и "Центральная"). Посёлок Новоэкономический рудник возник в 1911 г., а через 3 года к руднику была проложена железная дорога от ст. Гришино. В 30-е гг. на шахте им. Димитрова внедрялась скоростная добыча угля с использованием врубовых машин.
В феврале 1943 г. в посёлке шахты "Центральная" вспыхнуло антифашистское восстание. Узнав о приближении советских войск к посёлку, повстанцы взяли власть в посёлке в свои руки на сутки. Дабы не пустить немецкий бронепоезд в посёлок, повстанцы разобрали 2 км пути и взорвали 2 моста.
В 1949 г. шахта "Центральная" получила и испытывала широкозахватный комбайн "Донбасс". В 1965 г. в результате объединения посёлков рудников Гродовский и Новоэкономический возник г. Димитров. В 1974 г. была заложена шахта "Красноармейская-Капитальная", получившая в 1978 г. имя А.Стаханова, и добывавшая в 80-х гг. 8,5 тыс. т угля в сутки. В 1975 г. начала свою работу ЦОФ "Комсомольская".
В 50-х гг. развивался в связи с работой шахты "Родинская № 1" (она же - "Новатор") шахтный посёлок "Площадка". В 70-х гг. на шахте произошла авария, обстоятельства которой до сих пор не выяснены до конца. Возникший пожар, из-за которого погибло много рабочих и горноспасателей, потушить не удалось, и шахту затопили.
В честь 40-летия Победы шахтёры Димитрова пошли на неоднозначный поступок, за который сейчас можно было бы схлопотать реальный срок. В состав комплексной сквозной бригады шахты им. Димитрова был зачислен легендарный комбриг В.Шибанков, погибший в феврале 1943 г. в боях за Красноармейск. "Его зарплата" перечислялась в Фонд Мира. А комсомольская организация коллектива участка № 8 шахты им. Стаханова зачислила в свои ряды героя-комсомольца О.Кошевого, чья судьба до сих пор является предметом горячих споров историков и обывателей.
Ныне в Димитрове работает до 10 общеобразовательных, 2 музыкальные школы, 3 ПТУ, 2 больницы и 3 поликлиники, Дом Культуры, 2 клуба, кинотеатр (???), Дворец спорта.
Трест "Красноармейскшахтострой" возник в 1951 г. на базе "Артёмшахтостроя" и "Сталиншахтостроя". Закладывал 20 шахт, в т.ч. шахту-гигант "Красноармейская-Западная № 1" с проектной мощностью более 2 млн. т в год. Готовились к строительству шахты "Красноармейская-Западная № 2" с проектной мощностью более 3 млн. т в год.
В 1952 г. на базе ремонтно-прокатной базы "Красноармейскшахтостроя" был создан экспериментальный ремонтно-механический завод, продукция которого используется в жилищно-строительной и проминдустрии.

0

36

Станция Родинская
Старейшим поселением в округе считается село Красный Лиман. Первые хутора в Лиманской и Каракубовой балке возникли в XVIII в. По преданию, в эти места Екатерина II ссылала неугодных ей, в частности уголовников и душевнобольных. По пересказам, в Лиманской балке (восточнее нынешней шахты "Краснолиманская") каждый день находили трупы. По другой версии, село Красный Лиман называется в честь озера Красное, которое в первом порыве "борьбы с природой" осушили.
Посёлок Родинское начал застраиваться в 1950 г. в связи со строительством шахты "Родинская № 2" (вступила в строй в 1954 г.), где в 50-х гг. внедрялось скоростное проведение выработок. Центр города застраивали болгары, и их дома с высокими потолками и узкими окнами до сих пор контрастируют с остальными постройками города. В 1958 г. вступила в строй шахта "Краснолиманская", являющаяся сегодня флагманом отечественной угольной промышленности. В 1960 г. вступила в строй ЦОФ "Краснолиманская" с проектной мощностью 1,2 млн т в год, которая вследствие реконструкции ЦОФ возрасла до 2 млн. т в год. С 60-х гг. на шахте внедрялись прогрессивные угледобычные комплексы КМ87, КМ87ДГА, а с 90-х гг. - 3МКД90.
В 1960 г. п. Родинское получил статус города. В советские времена в городе действовали шахтопроходческое управление и стройуправление № 5.
В 60-70-е гг. от ст. Родинская шли подъездные пути к шахтам "Родинская", "Краснолиманская", "Белицкая", "Запорожская", "Водянская № 1" и "Водянская № 2". Ныне на последние 3 шахты подъездные пути разобраны, хотя после закрытия шахт "Запорожская" и "Водянская № 2" на их промплощадках длительное время работали филиалы заводов "Топаз" и "Точмаш" г. Донецка.
Ныне в г. Родинское действует 3 детсада, 3 школы, профтехлицей (горная промышленность).

0

37

ост.п. Облачный (до 2006 г. - станция)
С 1954 г. Облачный был углесборочной станцией "Красноармейскугля" для передачи грузов на ст. Мерцалово и приёма порожняка с неё. С 1962 г. выполнял роль трёхпутного разъезда. Село Облачный, в честь которого называлась станция, ликвидировано в конце 60-х гг. в связи с переселением.
Окрестности станции, в частности современное село Рубежное, являлись в стародавние времена частью Залозного пути, по которому во времена Руси переправляли соль. Село Рубежное возникло на месте сторожевой заставы запорожских козаков конца XVII - начала XVIII вв.
Село Анновка возникло в первой половине XIX в.; названо в честь местной помещицы Анны Ениной. В 70-х гг. XIX в. в селе были открыты залежи каменного угля, а в 80-х гг. началась его разработка для нужд семьи Ениных. После Гражданской войны к Анновке были присоединены ряд окрестных сёл, в результате чего село приняло современные очертания. Первые колхозы в селе были открыты в 1930 г. В годы Великой Отечественной войны в районе Анновки проходили ожесточённые бои, в январе-феврале 1942 г. здесь находился штаб командования 5-го кавалерийского корпуса.
Ныне в Анновке находятся: школа I-III ступеней, Дом культуры, библиотека, детсад, фельдшерско-акушерский пункт, 2 магазина, почтовое отделение. В селе находится братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

ост.п. 52 км
По данным историков и археологов Б.Рыбакова и С.Плетнёвой, р. Водяная, протекающая в районе блочка, - и есть легендарная Каяла, где произошла известная битва князя Игоря с половцами в 1185 г. Место битвы учёные локализировали севернее современного Нововодяного.
Село Нововодяное возникло в первой половине XIX в .; современное название в честь притока р. Самара - р. Водяная - получила после Великой Отечественной войны. Историческое название - Бушиновка, в честь помещика Бушинского. В конце XIX в. в селе велась кустарная добыча каменного угля. Первые СОЗы в селе появились в конце 20-х гг. ХХ в., колхозы - в 1930 г. Ныне в селе работают школа I-II ступеней, детсад, 3 фельдшерско-акушерских пункта, почта.
В 60-е гг. вокруг Нововодяного создавалась зона отдыха. Так, благоустроенный ставок был возле с. Первомайское (ранее - х. Фидлерово).

ост.п. 49 км
Село Благодать возникло в XIX в. Рядом находился хутор Крупко, названный в честь местных помещиков, с заводом, выпускавшим добротный кирпич. Первые колхозы в селе и окрестностях возникли в 1930 г., которые в 1950 г. объединились. Центральная усадьба находилась в соседнем Нововодяном. До 1965 г. в селе Благодать находился сельсовет.
Севернее села Урицкое на территории Александровского района разведаны промышленные запасы кирпичного сырья.
В с. Благодать и Урицкое - братские могилы воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

0

38

Станция Мерцалово
Село Никаноровка возникло в первой половине XIX в., изначально называлось Алексеевка в честь Алексея Коптева, племянника помещика Мерцалова, в честь которого названа станция. После Революции 1917 г. село переименовали в честь матроса-революционера Никанора Скорика. Первый колхоз в селе возник в 1930 г. Ныне в селе работают: школа, детсад, Дом культуры. Ранее функционировали: библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, магазин.
В 1909 г. на месте нынешнего г. Белицкое был основан хутор Дегтярёв (по фамилии одной из крестьянских семей, выкупивших у банка землю под хутор), впоследствии именуемый Белицким (по названию одного из русских сёл, откуда переселилось на хутор много крестьян). Первый колхоз на хуторе образовался в 1930 г. Залежи каменного угля были открыты в 1929-1933 гг., однако первую шахту начали строить лишь в 1951 г. В 1959 г. шахта "Белицкая" дала первый уголь, а в 1961 г. начала работать ЦОФ "Октябрьская". Ныне в городе работают 4 школы, детская музыкальная школа, профлицей (пищевой промышленности), 4 детсада, дом-интернат для ветеранов ВОВ, Дом культуры, Центр детского и юношеского творчества, Клуб юных туристов, спорткомплекс.
К северо-востоку от Никаноровки имеются заповедные урочища "Никаноровский лес" (39 га) и "Гектовая балка" (40 га) с прохладными ставками и огромным количеством пиона-воронца. В районе Мерцалово и Розы Люксембург имеются леса.

0

39

Станция Легендарная

Сёла Иверское и Степановка, расположенные вдоль древнего Муравского шляха юго-западнее и юго-восточнее ст. Легендарная, были объектом пристального внимания противоборствующих сторон в военных конфликтах. Кроме того, ряд колодцев юго-западнее Иверского способствовал частым остановкам и ночёвкам путникам в здешних местах. В начале XVIII в. образовано с. Степановка, а в 1778 г. – Самарское. В начале XIX в. появилось с. Иверское (до 1918 г. – Самойловка). Наиболее ярко Муравский шлях проявил себя в гражданской войне. Кровопролитными были бои в здешних местах в Великой Отечественной войне.
В начале января 1919 г. в Донбассе начинает восстанавливаться Советская власть. Немногочисленные отряды красногвардейцев, анархистов и партизан вступили в противоборство с немногочисленной, но хорошо обученной военному делу белой гвардией. 5 января 1919 г. Советская власть пришла в Александровку, а тремя днями ранее – в Гришино. Бои с белогвардейцами завязали анархисты, однако в связи с плохой подготовкой «чёрных» занятые позиции удержать не удалось. Западнее линии ст. Очеретино – Константиновка – Краматорск – Славянск произошли первые стычки сил революции и контрреволюции, принесшие победу последним. Махновцы были выбиты из Гришино, окончательно заняв станцию лишь в середине февраля. Однако, Александровка оставалась в руках Советов. «Смена цвета» происходила в верховьях р. Самара – между с. Степановка и х. Белозёрка; зимой 1919 г. Советы в Александровке защищала тонкая цепь борцов за революцию.
В конце мая 1919 г. сёла районов Гришино и Доброполья вновь были заняты белогвардейцами. Заняв Гришино, корпус Кутепова обрушился на Константиновку, Дружковку, Краматорск и Славянск. И если район Доброполья оказался в руках белогвардейцев 23-24 мая, то районом Александровки белые овладели лишь 12 июня 1919 г. Почти 3 недели линию по р. Маячка, южнее Степановки и восточнее Славянки сдерживали партизанские отряды из рабочих, крестьян и бывших солдат при катастрофической нехватке вооружения. В любой момент противник мог начать наступление на Лозовую и окружить 13-ю Красную армию Южного фронта, оборонявшую Северный Донбасс, - фронт от Межевой до Славянска по-просту отсутствовал. Благодаря партизанам, катастрофа красных в Донбассе в мае-июне 1919 г. не обернулась их полным разгромом незначительными силами оппонентов.
Донбасская наступательная операция Красной армии в декабре 1919 – январе 1920 гг. проводилась силами 14-й, 13-й, 1-й Конной и 8-й армий Южного фронта. Наиболее кровопролитные бои выпали на долю 1-й Конной и частично – 13-й армий между линиями Купянск – Старобельск и Мариуполь – Таганрог. В конце декабря 1919 г. основные силы белогвардейцев были переброшены в район Бахмута, Горловки, Дебальцево, что вызвало оголение флангов Добровольческой армии и стремительное наступление красноармейцев. 24 декабря 1919 г. 13-я армия заняла Изюм, а 14-я армия – Лозовую. 25 декабря 1919 г. заняла Славянск, а 14-я армия – Барвенково и Александровку. В полосе действия 14-й армии Южного фронта действовала подвижная группа в составе 8-й Червоного казачества конной дивизии В.Примакова. 25-26 декабря 14-я армия форсировала р. Самара на участке Жемчужное – Александровка; участок восточнее находился в полосе действия 13-й армии. 27-29 декабря группа Примакова вела бои в верховьях р. Водяная и Гнилуша (треугольник Иверское – Степановка – Спасско-Михайловка), сосредоточившись к вечеру 29 декабря на северном берегу р. Бык в районе с. Святогоровка. Форсировав 30 декабря 1919 г. р. Бык, дивизия овладела районом Доброполья и Гришино. К 3 января 1920 г. Красная армия заняла Юзовку, выдвинувшись на линию Еленовка – Гавриловка.
Район между Гришино и Барвенково входил в зону оперативных действий повстанцев Н.Махно, под знаком которого прошли 1920-й и 1921-й годы. Первый свой рейд из Чаплино в Теплинские леса через территорию Александровского района анархисты совершили ещё в конце октября 1919 г. в рамках антибелогвардейского восстания. На качественно новый уровень действия повстанцев вышли весной 1920 г. в борьбе против Советской власти, с которой их пути разошлись ещё в июне 1919 г. Заняв 25 мая 1920 г. Гродовку, махновцы устремились к Александровке, появившись там на следующий день. Волисполкомы Золотого Колодца, Александровки, Михайловки и Гавриловки спешно эвакуировались в Краматорск и Славянск, а немногочисленные крестьянские отряды не могли противодействовать анархистам. Против повстанцев были брошены регулярные войска. 30 мая 1920 г. в с. Петровка повстанцы разоружили Сводный полк Червоного казачества и пехоты Красной армии, выдвинувшись к Гришино. Между сёлами Степановка и Викторовка произошли первые столкновения: передовой отряд красноармейцев был наголову разбит. Разведка махновцев доходила до ст. Доброполье. Где наткнулась на крупные силы Красной армии. После тяжелого боя, основное ядро армии повстанцев под прикрытием арьергардов отступило в направлении Доброволья.
В июне 1920 г. повстанцам удалось прорваться через заслоны Красной армии в Харьковскую губернию. Обстановка в Донбассе и Нижнем Поднепровье тогда складывалась явно не в пользу Красной армии – Русская (белая) армия П.Врангеля перешла в наступление в Донбасском и Харьковском направлениях. Командюж М.Фрунзе пошел на военную хитрость, заключив перемирие с Н.Махно. Согласно мирному договору, предусматривались совместные военные действия Красной армии и махновцев против белогвардейцев. Для выполнения данной цели, махновцы должны были сосредоточиться в районе Чаплино. 13 октября махновцы выступили из Изюма, но вынуждены были задержаться в Барвенково: часть анархистов, не довольных новым союзом с красными, пытались отколоться от основного ядра, но были схвачены и казнены. 15 октября махновцы остановились в районе Иверского, Степановки, а утром 16 октября разгромили в районе ст. Доброполье банду Григоренко.
Следя за перемещениями махновцев между Гришино и Барвенково, трудно не заметить их «любовь» к сёлам Золотой Колодезь и Степановка. Местные крестьяне, уставшие от войны, объединялись в отряды по борьбе с бандитизмом, чьи действия весьма досаждали Махно. Последний старался отплатить крестьянам той же монетой. После разрыва союза с красными в ноябре 1920 г., махновцы отправились в очередной рейд по тылам красных. Пока основное ядро армии повстанцев пополнялось вооружением и продовольствием в лучших традициях армий XV-XVII вв. на Полтавщине, отряд Колесникова зверствовал в районе Золотого Колодца и Степановки (февраль 1921 г.). История с Махно закончилась неожиданно: в августе 1921 г. «главный анархист всех времён и народов» с небольшим отрядом прорвался в Румынию, а в сентябре 1921 г. сдался властям последний крупный отряд анархистов на Гуляйпольщине.
События Великой Отечественной войны в сёлах Степановка и Иверское носили, и вправду, легендарный характер. До 19 октября 1941 г. здесь проходил фронт обороны 12-й армии Южного фронта. Два дня немногочисленные отряды Красной армии сдерживали натиск противника в районе Александровки, Красноармейского, пока не отступили на подступы к Краматорску согласно плану организованного отхода. В дни Барвенково-Лозовской наступательной операции и последовавших за ней позиционных боёв в 1942 г., Иверское и Степановка дважды занимались частями 5-го кавалерийского корпуса А.Гречко – 26 января и 7 февраля. Дважды освобождался район ст. Доброполье – 27-29 января и 9-10 февраля. Однако, не смотря на временные успехи, бои на Украине в январе-марте 1942 г. закончились для Красной армии «пирровой победой» - удалось удержать лишь район Барвенково, Лозовой, а в мае-июне 1942 г. советским войскам пришлось отступить из Донбасса.
На плечах разбитого под Сталинградом противника, Красная армия в декабре 1942 г. вновь ворвалась в Донбасс. В феврале 1943 г. бои в районе Степановки возобновились. В ночь на 11 февраля части 35-й стрелковой дивизии 1-й гвардейской армии завязали бои за Александровку. В ночь на 14 февраля дивизия при содействии 10-го танкового корпуса вошла в Степановку, но бои за село не прекращались – Степановка несколько раз переходила из рук в руки. 15-18 февраля противник осуществлял перегруппировки войск, и 18 февраля силами 333-й пехотной, 7-й и 11-й танковых дивизий и дивизии СС «Викинг» перешел в наступление на Красноармейское, Барвенково. На протяжении 21-24 февраля 1943 г. шли оборонительные бои танковой группы М.Попова в районе Степановки. Против 10-го и 18-го корпусов, поредевших в предыдущих боях и не дотягивающих по составу до полновесной дивизии, действовали отборные части Вермахта. Штурм села 23 февраля привёл к полному окружению советских танкистов, из которого они прорвались в направлении Александровки. Овладев узлом коммуникаций в Степановке, Александровке, противник продолжил наступление на Барвенково, которое взял 28 февраля 1943 г.
Окончательно Степановка была освобождена от немецко-фашистских войск в сентябре 1943 г. Если Красноармейское и Доброполье были освобождены 8 сентября, то Барвенково – лишь 10 сентября. По рекам Сухой Торец и Самара противник оказал упорное сопротивление, и в течение 11-12 сентября переходил в контратаки. Для отражения контратак командующий Юго-Западным фронтом Р.Малиновский был вынужден передать в 3-ю гвардейскую армию последний фронтовой резерв. Сломив сопротивление противника, 14 сентября Красная армия заняла ст. Гавриловка и Дубово, а 15 сернября – Александровку и Доброволье. 16-17 сентября были освобождены Степановка и Новоалександровка, а 22 сентября 1943 г. завершилась Донбасская наступательная операция – Красная армия вышла к р. Днепр.
Как видим, места в районе ст. Легендарная, действительно, легендарные. Когда-нибудь по этому поводу появится серьёзное исследование, и обязательно будет дан ответ на вопрос: в честь какого события станция Легендарная получила своё название?
Станция Легендарная находится в непосредственной близости к пгт Новодонецкое. Посёлок Новодонецкое образован в 1956 г. в связи со строительством гидрошахты «Пионер», которая дала первый уголь в 1961 г. В 1999 г. шахта перешла на традиционный – «сухой» способ добычи угля. Ныне в Новодонецком действуют 2 школы, 3 детсада, Дом культуры, библиотека, спорткомплекс, больница. На ст. Легендарная находится элеватор, рассчитанный на отгрузку более 2 тыс. тонн зерновых в сутки (20-25 вагонов-зерновозов). Размер бункерных емкостей – наибольший в Украине и третий по величине в Европе (150 тыс. т). Ныне элеватор работает не более чем на треть проектной мощности, обеспечивая отправку 6 вагонов-зерновозов и с десяток автомашин в сутки.

0

40

Станция Золотые Пруды
Станция названа в честь большого села Золотые Пруды, находящегося в ХХ км от станции. Станция обслуживает нефтебазу ОАО "Александровканефтепродукт". В 2,5 км северо-западнее расположены карьеры с добычей строительного песка. К северу от станции в направлении остановочного пункта 19 км скрещиваются 2 ветви амиакопровода из России в Одессу (одна - через Горловку, вторая - через Северодонецк). Ближайший крупный населённый пункт - пгт Александровка, находящийся в 2 км южнее станции, непосредственно обслуживаемый остановочным пунктом 26 км. В середине 90-х гг. в районе с. Новосамарское существовала остановка поездов Красноармейск - Дубово по требованию.
Село Александровка возникло в 1762 г. на пересечении Муравского и ответвления Залозного шляхов как крепостная деревня поручика Д.Норова. В конце XVIII в. село купил подполковник Бахметьев, и долгое время село именовалось Бахметьево. В селе дважды в год проходили ярмарки. В 1896 г. в селе открыта земская школа, в 1905 г. - фельдшерско-акушерский пункт (а вот больница - лишь в 1935 г.), а в 1909 г. - одноклассное смешанное училище. Первый СОЗ в селе возник в 1926 г., а колхоз - в 1930 г. В октябре 1941 г. район Александровки захвачен немецко-фашистскими войсками. Тяжелыми были бои за освобождение района в январе-марте 1942 г. и в феврале 1943 г., однако окончательно село освободили в середине сентября 1943 г. В 1960 г. через село прошла железная дорога из Красноармейск в Лозовую, а так же заасфальтирована автодорога на Доброполье, что обусловило быстрое развитие района. Ныне в посёлке действует профессиональный аграрный лицей.

0


Вы здесь » Транспортный форум » Интернет-сообщества и не только... » Подготовка неофициального путеводителя по железным дорогам Донбасса