После тяжелых поражений Красной армии под Уманью (август 1941 г.) и Киевом (сентябрь 1941 г.) были разбиты основные силы Юго-Западного и Южного фронтов. Напряженные бои с противником, превосходящим вооруженные силы СССР, задействованные в военных операциях, по численности войск и авиации в 2 раза, а по орудиям и миномётам – в 3 раза, проходили на подступах к Харькову и Донбассу – рубеж Белополье – Красноград – Новомосковск – р. Днепр – Мелитополь – оз. Молочное. Командование Юго-Западного направления сознательно отказалось от наступательных операций с целью прикрытия Крыма, передав окончательно стратегическую инициативу в руки противника.

В конце сентября 1941 г. Донбасс прикрывали:
- 6-я армия Юго-Западного фронта – рубеж Красноград – Новомосковск; по численному составу уступала 17-й армии противника в 2,5 раза, а по орудиям и миномётам – в 4 раза;
- 12-я армия Юго-Западного фронта – рубеж Новомосковск – р. Днепр; по численному составу уступала 1-й танковой армии в 2 раза, а по орудиям и миномётам – в 3 раза;
- 9-я и 18-я армии Южного фронта – рубеж р. Днепр – Мелитополь – оз. Молочное; были максимально укомплектованы, по численному составу уступали 1-й танковой и 11-й армиям противника в 1,1 раза, а по вооружению – в 1,4 раза.
Так же силами рабочих и интеллигенции Донбасса были построены оборонительные (Михайловка – оз. Молочное, Лозовая – Павловка – Ялта) и отсечные рубежи (Павлоград – Лозовая, Иловайск – Богатырь и пр.), новые пути сообщения.

В ночь на 22 сентября 1941 г. войска 12-й армии Южного фронта занимали оборону по р. Орель. Части 6-й армии Юго-Западного фронта отступали в направлении Лозовой, - противник занял Красноград. Уже 24 сентября противник возобновил наступление, а к 27 сентября стык Юго-Западного и Южного фронтов переместился на рубеж Зачепиловка – Новомосковск. Пользуясь тем, что Красная армия не успела закрепиться на рубеже, противник 28 сентября занял Новомосковск, создав непосредственную угрозу Донбассу. На стыке Юго-Западного и Южного фронтов противник сосредоточил до 90 % численности своей группировки, задействованной в боях против армий, обороняющих Донбасс, и ок. 900 танков. Наступление возобновилось 29 сентября и велось по 2 расходящимся направлениям: на Павлоград и на Синельниково. Не выдержавшие натиска, части 12-й армии Южного фронта начали отходить, а 2 октября был прорван фронт в районе Михайловки (окрестности Синельниково). Командование фронта обратилось с просьбой отвода войск на рубеж Павлоград – Васильковка – Орехов – Мелитополь, и 3 октября была получена соответствующая директива.

Однако, закрепиться на новом рубеже войска Южного фронта не успели: 4 октября группа Клейста (1-я танковая армия противника) прорвала фронт в районе Орехова, развивая ширину прорыва за сутки до 40 км. Уже к 7 октября части 9-й и 18-й армий были замкнуты в котле между Мелитополем и Бердянском. Из окружения советские войска прорывались, пользуясь отсутствием сплошного фронта, на Володарское и Сартану. Бои 18-й армии в окружении продолжались до 10 октября, в результате чего армия лишилась основных своих войск. Остатки 9-й и 18-й армии прорывались из окружения до 13 октября. И хотя уже 11 октября 1941 г. командование Южного фронта рапортовало о восстановлении боеспособности 9-й и 18-й армий, противник успел занять Мариуполь и распространялся в Сталинском и Ростовском направлениях. Линия фронта была максимально растянута, фронт «трещал по швам». Защищать Сталино было практически некому. Только организованный отход и оборона по кратчайшей линии фронта могли спасти армию.

***
До 10 октября 1941 г. 12-я армия Южного фронта вела напряженные бои на рубеже Павлоград – Васильковка, после чего было решено закрепиться на новом оборонительном рубеже Варваровка – Гришино – Красное. План отхода предполагал закрепление на основном рубеже до 13 октября и нанесение сильного контрудара по наступающему противнику из района Гришино. Так же предполагалась оборона на промежуточных рубежах Крыштоповка – Чаплино – Гавриловка, Верхняя Самара – Петропавловка – Гавриловка и Троицкое – Славянка – Межевая – Новопавловка. Наступление противника от рубежа Булаховка – Домаха началось 10 октября, а 11 октября 1941 г. Павлоград был занят немецкими войсками.

Непосредственно Красноармейское и Александровку прикрывали 15-я, 74-я, 136-я, 261-я, 296-я стрелковые и 30-я конная дивизии 12-й армии Южного фронта. Согласно плану, 74-я стрелковая дивизия должна была сосредоточиться в районе Новотроицкого, 15-я стрелковая дивизия – отойти на рубеж Богдановка – Дмитриевка, затем – сосредоточиться в районе Новоселовки, Викторовки и перейти в армейский резерв. Части 136-й стрелковой дивизии предполагалось отвести на рубежи Дмитриевка – Чаплино, Петровка – Николаевка – Всесвятка, Троицкое – Межевая и Криворожье – Гришино. Части 261-й и 296-й стрелковых дивизий отступали вдоль железной дороги от Чаплино на Межевую, затем – в направлении Петровских совхозов. Кавалеристы 15-й конной дивизии должны были быть сосредоточены в районе Знаменовки, Петровки и находиться в резерве. Штаб 12-й армии Южного фронта до выхода на основной рубеж находился в Красноармейском, по выходу должен был переместиться в Дзержинск.

Однако, эти планы были сорваны наступлением противника в полосе действия 6-й армии Юго-Западного фронта: 11 октября началось наступление из Сахновщины на Лозовую. На следующий день гремели бои западнее и юго-западнее Лозовой, появилась опасность последующего наступления противника от Лозовой на Красноармейское. Поэтому, были задействованы армейские резервы, 15-я стрелковая и 30-я конная дивизии, для организации обороны по рубежу р. Самара. К вечеру 14 октября пала Лозовая, а с утра 15 октября противник атаковал левый фланг 393-й стрелковой дивизии 6-й армии Юго-Западного фронта, обеспечивающей стык с Южным фронтом. Последняя отошла на рубеж Гавриловка – Елизаветовка.

Критическое положение на фронте южнее Сталино, и на стыке Юго-Западного и Южного фронтов, вынудило Ставку принять решение об организованном отводе советских войск, построении по кратчайшей линии и организации жесткой обороны на ней. Уже 15 октября 1941 г. вышла соответствующая директива, а на следующий день был организован план организованного отхода. Согласно плану, до 30 октября 1941 г. войска Юго-Западного и Южного фронтов должны были выйти на рубеж Касторная – Старый Оскол – Валуйки – Купянск – Красный Лиман – Артёмовск – Горловка – Харцызск – Матвеев-Курган – р. Миус. Однако, с учётом успехов противника на вышеуказанных участках, уже 19 октября в план были внесены коррективы, ускоряющие отвод войск Южного фронта.

План предполагал выход войск 12-й армии к 17 октября на промежуточный рубеж Новоиверское – Александровка – Иверское – Степановка – Благодать – Марьевка – Гришино – Шевченко – Селидовка – Солнцевка (Красное), а к 20 октября – на рубеж Очеретино – Новотроицкое – Новоэкономическое – Галицыновка. Отвод основных сил должны были обеспечивать сильные арьергарды. Красноармейское прикрывала 74-я стрелковая дивизия, в которую были переданы все строевые подразделения 261-й стрелковой дивизии. Части 136-й стрелковой дивизии дислоцировались непосредственно в Красноармейском. Стрелки 15-й и 230-й дивизий прикрывали Доброполье и Александровку, откуда в район Явленской отходили части 30-й конной дивизии. А 296-я стрелковая дивизия прикрывала Селидово.

Уже 16 октября противник овладел районом Доброполья. Обеспечивая стык с Юго-Западным фронтом, который отходил на рубеж Балаклея – Петровское – Барвенково, части 230-й стрелковой дивизии вышли на рубеж Богданово – Иверское, а конники 30-й дивизии подготовили позиции в районе Очеретино, Громовой Балки. Части 15-й стрелковой дивизии отстуаили к 17 октября в район Могилы Маяк через ст. Мерцалово. В районе Софиевки, Александровки шли бои с противником, наступающим от Верхней Самары. А 19 октября арьергард 74-й стрелковой дивизии контратаковал 2 батальона пехоты и противотанковые части противника в районе к западу от Гришино: подпустил их к себе на расстояние 100 м и открыл ружейно-пулемётный огонь. Противник понёс значительные потери, поскольку многие части не успели даже развернуться. В это время из Красноармейского была закончена эвакуация, и начался отход частей Красной армии на Новоэкономическое.

Тем временем, из района Лозовой на Барвенково продолжают наступление 5 пехотных дивизий противника. Согласно плану отхода, 21 октября войска 6-й армии Юго-Западного фронта оставили Барвенково и к 23 октября отступили к р. Северский Донец. Южный фронт продолжал отступать; в полосе действия 12-й армии 21-25 октября 1941 г. шил бои в черте агломерации Славянск – Краматорск – Дружковка – Константиновка – Дзержинск. В ночь на 21 октября советские войска оставили Сталино, хотя сообщение об этом появилось лишь в вечерней сводке Совинформбюро 26 октября 1941 г... Т.о., к 21 октября направление Красноармейское – Барвенково оказалось в руках немецкого командования. С первых дней «нового порядка» начались первые диверсии. Так, в конце ноября 1941 г. подпольщики заминировали автодорогу Красноармейское – Гришино, на которой подорвалось несколько автомашин противника. А в конце декабря, под Новый Год, партизаны устроили «подарок» немецкому командованию, заминировав железную дорогу Днепропетровского направления на перегоне Славянка – Шиловка. На мине подорвался состав, задержав снабжение фронта на несколько часов.

PS. Наступление немецких войск было остановлено в начале ноября 1941 г. на рубеже Лисичанск – Красный Луч. В середине ноября 1-я танковая армия противника входит в Ростов-на-Дону, но не имея достаточных сил для удержания города, вскоре покидает его и отступает за р. Миус. До июля 1942 г. стабилизируется фронт на р. Миус, а до января 1942 г. – на р. Северский Донец. Первая битва за Донбасс во времени совпала с битвой за Москву, где наступление противника было остановлено и Красная армия перешла в контрнаступление. Ставка требовала наступления по всем фронтам, в т.ч. и в Донбассе, для чего пополнялись подкреплениями и резервами 6-я армия Юго-Западного фронта, 12-я армия Южного фронта, передислоцировалась 9-я и 37-я армии, была сформирована в районе Сталинграда 57-я армия. Им предстояло стать участниками драматических событий в первой половине 1942 г. на направлении Красноармейское – Лозовая...

***
Bonus. В прошлом году в газете «Совершенно секретно» (№ 22/252 за ноябрь 2008 г.) в свет вышла публикация о поездах-призраках под названием «Поезд, идущий в ад» (на с. 28-29). Статья у меня вызвала самые противоречивые чувства. Журналистка Ю.Царенц пишет о том, как 14 июня 1911 г. экскурсионный поезд из 3 вагонов отправился из Рима в Милан и... исчез в тоннеле в Альпах длиною в километр. С тех пор вышеуказанный поезд путешествует во времени, появляясь то в прошлом (например, в Мехико в 1840-х гг., где еще не было железных дорог), то в будущем. Несколько раз поезд-призрак появлялся в Украине. Учёный В.Лещатый изучал аномальные явления, рассчитал «график» появления поезда-призрака в Украине, и в 1991 г. дождался сей «экспресс» близ с. Заваличи. На глазах у нескольких свидетелей, ученый запрыгнул на подножку последнего вагона и... так же исчез. Больше его никто не видел.

Не смотря на первую реакцию, статья заинтересовала меня, поскольку в 2008 г. поездами-призраками я называл хозяйственные поезда Красноармейской дистанции пути, фактически следующие вне расписания. Один из таких поездов был в сообщении Красноармейск – Дубово Лозовского направления. Так вот, не вдаваясь в паранаучные теоретические выкладки, следует отметить периодическое появление итальянского поезда-призрака в местах боёв, в которых участвовали итальянцы. Эдакая месть за пролитую итальянскую кровь! Причём, железная дорога в этих местах может существовать, но чаще – может быть разобранной в прошлом или построенной в будущем!.. А теперь вернёмся к направлению Красноармейск – Доброполье – Лозовая. К 17-18 октября 1941 г. на рубеж Близнюки – Шостаковка вышел итальянский экспедиционный корпус «Пазубио Рома», после чего был переброшен в район Славянки.

Так что, уважаемые жители сёл Варваровка, Новоалександровка, Елизаветовка, Карповка Александровского районов и окрестностей! Если у Вас в 2009 г. всё-таки разберут участок железной дороги Золотые Пруды – Дубово, и Вы не смотря на это увидите поезд в составе итальянского паровоза и 3-х гламурных вагонов, - ни в коем случае не садитесь в него! Потеряетесь навсегда!.. И не воспринимайте моё возмущение насчёт запланированного демонтажа пути как насмешку над Вами!