Статья П.Белицкого (Pabel):
ФЕРРОЭКВИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ ИЛИ ПЕРВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ПОЕЗДЕ КРАСНОАРМЕЙСК-ДУБОВО "ФЕРРОМАНИЯ НА КОЛЕСАХ":ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ-ПОЕЗД-ПРИЗРАК
По возвращении на вокзал увидели какую-то ЧМуху, и я высказал предположение, что это рабочий поезд пришел из Золотых Прудов. Вова возразил, что рано, поскольку до его прибытия по графику остается больше 15 минут. Подошли к сцепу из вагончика под ЧМухой, спросили у машиниста, откуда он. Тот ответил, что из Золотых Прудов. Вот вам и диспетчерский ход! Ранее я полагал, что рабочие поезда могут только опаздывать до 1,5-2 часов, а теперь оказалось, что получасовое опережение графика на обратном рейсе для него тоже не проблема!.. Поскольку до отправления оставалось более часа, а поезд - вот он, никуда не денется, решили подышать свежим воздухом... возле тепловоза на перроне. О чем говорили - не помню, но вскоре позвонил Максим из Доброполья. Сообщил, что он с Владимиром (тоже из Доброполья) у входа в вокзал со стороны площади. "Выходите на перрон", - ответил я, а Вове из Попасной (не путать с Владимиром из Доброполья) сказал, что двое сейчас к нам присоединятся. После проследования по третьему пути грузового поезда, Добропольская двойка к нам подошла, и вот мы уже жмем друг другу руки.
Стояли на перроне минут сорок, о чем только не разговаривали. Сначала о троллейбусах Доброполья и Славянска, потом о таксопарке Доброполья, который хотят организовать взамен троллейбуса. Плавно разговор перешел в железнодорожную плоскость, а именно - об исторических поездках под паровозом. Упомянули и депо Гречаны в Хмельницкой области, где летом под паровозами катают иностранцев по Карпатам, а зимой этими паровозами отапливают цеха депо. Упомянули трофейный паровоз ТЭ в Донецком ЖД-музее, который ранее был в депо ст. Красноармейск. Его перегоняли в Донецк своим ходом аж 20 часов, а после этого испортили топку и еще кое-что... Теперь он почти действующий. Так же хотели передать на Доецкую ЖД законсервированный паровоз приписки Одесской ЖД, для чего его обещали расконсервировать. Однако у нас нет базы, чтобы содержать паровозы, ведь нужно их где-то разворачивать, заправлять водой, углем! Ранее директор Донецкого ЖД-музея хотел "застолбить" место для базы паровозов в Мушкетово, но местные "шишки" воспротивились этому. Жалко, хотелось бы проехать под паровозом хотя бы от Донецка до Ясиноватой...
Вдруг наш вагончик под ЧМухой тронулся в сторону отстоя вагонов хозяйственных поездов на Кураховку, Доброполье и Дубово. Сразу вспомнились слухи о том, что поезд на Дубово может ходить не каждый день - у страха глаза велики! Владимир Цокур успокоил, что не все потеряно, а через полминуты увидели, как под вагон подкладывают башмаки. Ага, ЧМуху отцепят для дальнейшей переприцепки. Вот и проводница зашла в вагон; когда я ездил летом в этом поезде от Красноармейска до Родинской, то работала та же проводница. Пошел народ в виде одинокого дедушки с сумкой. Мы решили, что нам пора, тем более дождик все усиливался и лишал смысла наше дальнейшее пребывание на перроне. Зашли, нашли себе свободное купе. Вагоны, можно сказать, королевские, если не считать, что из сидушек высунули весь поролон (или вату, что в них тромбуют - не знаю): чистые "кофейные" плацкартники, вторые полки целые! Мы с Владимиром Цокуром предположили, что это "общаки" бывшего Старобельского "ковбоя". Дальше началось нечто: Владимир Орос, наш добропольский коллега открыл сумку...
Я, вообще-то, ко многому привыкший, и до сего дня считал, что комплексами по поводу легкой выпивки в дороге не страдаю. Хотя, если еду сам - стараюсь не пить всего, что крепче кефира. А здесь выставили на столик такое, от чего у меня челюсть слегка отвисла: пиво (часть запасов которого выставил и я), коньяк, да и "поляна" к "лимонаду" была, как "с барского стола". От меня были "охотничьи" колбаски, в магазине утверждали, что из свинины, чесночный хлеб. Но основной наш снабжающий - вышеупомянутый добропольский коллега. Это и картошка отварная, и вяленная килька, и "яйца вкрутую", и многое-многое интересное. Пока мы разлаживались, поезд тронулся, причем ровно в 13.20, даже не дожидаясь электропоезда Чаплино - Ясиноватая, с прибытием которого, якобы, согласовано отправление рабочего поезда на Дубово. К нам подошел работник ЖД и собрал "за проезд" - по "пятерке" до Дубово. Цена, скажу вам, "чисто символическая", как выразился железнодорожник, и я с ним целиком согласен. Если бы это был пригородный поезд, мы бы расстались с суммой в 5,6 грн., а на автобусе пришлось бы раскошелиться на 20,6 грн.!
Возвращаясь к вопросу согласования, пришлось однажды наблюдать оное по-донбасски. Жду как-то по Красноармейску вышеупомянутый электропоезд Чаплино - Ясиноватая, рядом стоИт готовый к отправлению рабочий поезд на Дубово. С опозданием в 5 минут прибывает на 3-й путь электропоезд Чаплино - Ясиноватая, а на 4-м на старте Дубовский... Народ начинает толпой валить из Чаплинской электрички, Дубовский же "тапок" ждет не более минуты, после чего плавно, естественно без всякого объявления, отчаливает. Он редко опаздывает с отправлением из Красноармейска, только частенько его за мостом на территории станции ставят под обгон на полчаса!.. Вот вам и согласование! Люди еще не вышли из электропоезда, э этому "товарищу" уже протрубили! Вот вам и хозяйственный поезд, вот вам и диспетчерский ход! Правда, на этот раз с обгоном пронесло, мы пошли точно по графику. Осмотрели депо, в котором красовались полуразрушенные "родные" вагоны ЛВЧД Красноармейск, бывшие в ходу до сего года. Дрезины тоже были... Плавно проехали ответвление на Димитровские шахты, правда не по нашу сторону - купе было обращено окнами к депо.
Проехали на пониженной скорости остановочный пункт 83 км. Сам блочок находится практически под мостом - путепроводом автодороги на Димитров. Рядом расположена остановка "Дорожная" автобусов Добропольского направления, а немного поодаль - остановка "Заводская" автобусов Димитровского направления. В народе обе остановки называются "Динас", по названию поселка Динзавода, расположенного в этих местах. Блочок расположен у южной горловины станции Новая Димитровпогрузтранса, от которой отходят подъездные пути на Димитровские шахты. Собственно, путь на Димитров напротив депо тоже Димитровпогрузтрансовский. Если бы можно было проложить объздную железную дорогу вокруг Красноармейска частично по путям Димитровпогрузтранса, частично по западной околице Димитрова до поста № 11 и далее до Гродовки, то можно было бы напрямую направлять грузовые составы из Доброполья в Авдеевку, коих ок. 90 % из тех мест. Однако, руководство УЗ не хочет решать межведомственные вопросы, окрещая подобные проекты экономически нецелесообразными.
Первая обязательная остановка поезда - станция Родинская. От нее отходят подъездные пути к шахтам "Родинская", "Краснолиманская" и "Белицкая", все пути УЗ (не смотря на то, что последняя шахта подчиняется Великому и Могучему "Добропольеуглю"). Пришлось не один час провести на этой станции, поскольку там прошло мое детство. Хорошо помню, как до 1992-1993 гг. на станции работало багажное отделение, а до 2000 г. в составе утреннего поезда Красноармейск - Дубово курсировал багажный вагон с хлеборазвозкой. Помню дизельпоезда Иловайск - Лозовая и Попасная - Доброполье, которые обслуживались двумя бригадами. Помню 4 пары Красноармейск - Дубово в сутки. И много чего еще помню! Ранее от станции был подъездной путь на стратегический завод "Квант" и шахту "Запорожская", где сейчас чуть ли ни свиноферму держат. Помню путь от шахты "Белицкая" на Водяную-2, где так же был военный завод, даже немалые грузовые составы туда ходили. Помнится зарисовка 1996 г., когда бастующие шахтеры перекрыли автодорогу, и несколько дней (пока те не додумались перекрыть и ЖД) с шахты "Краснолиманская" на Красноармейск рабочие поезда ходили!
От Родинской до Мерцалово ехали относительно быстро. Весь путь от Красноармейска до Мерцалово - на бетонных шпалах. По-видимому, их уложили и на участке Мерцалово - Доброполье - Лунная. В этих местах я когда-то рассекал по грунтовке на велосипеде, раз даже в пеший поход с классом ходил. А что, посадка, поле - самое то для пикника! На подступах к Мерцалово, когда стали видны складЫ/бАзы станции, Владимир Цокур заволновался, и побежал в сторону туалета, который закрыт. Естественно с фотоаппаратом. Хотел сфотографировать вокзальное здание, но какой-то технологический состав загромоздил весь вид. Пришлось довольствоваться получившимся снимком перегона Мерцалово - Доброполье из тамбура рабочего поезда. После Мерцалово скорость поезда снизилась до 20 км/ч, машинист ЧМухи то и дело подтормаживал, дабы уложиться в график поезда, средняя скорость которого на участке Мерцалово - Дубово составляет примерно 19 км/ч. Год назад мне приходил ответ из УЗ на мое возмущение положением дел на участке, в котором заместитель гендиректора указывал на ремонт пути участка Мерцалово - Ордынская. Где ремонт?
Ремонта не было минимум с 2001 г., когда люди толпились в одном вагончике от Красноармейск до Мерцалово. Если посмотреть срок службы деревянных шпал с пропиткой креозотовым маслом, то выходит 5-8 лет. То есть, участок работает фактически на пределе. А злополучная Ордынская в письме-ответе есть ни что иное, как Родинская, толко слово было исправлено системой проверки правописания в ураинском языке MS'Word. Это, естественно, не снимает ответственности с чиновника, который не углядел. Значит, в 2009-2010 гг. должна решаться судьба участка Мерцалово - Дубово, ветку от Золотых Прудов до Дубово вполне могут сделать достоянием истории. Мне почему-то думается, что этого сделать не должны по одной простой причине: запасов коксующегося угля в недрах под землей, числящейся в Александровском районе, хватит на 350 лет, а время экономического кризиса несоизмеримо с этим сроком. Во-вторых, уголек шахты "Пионер" под Новодонецким присмотрели в Запорожье, а направлять туда составы легче через Дубово, а не через перегруженный Красноармейск. Так что, скорее всего нам не избежать глобальных ковырялок в этих местах!
Остановились на о.п. Облачный, который еще 10 лет назад был станцией, и весьма перспективной. Все станции на участке Красноармейск - Дубово, кроме Мерцалово, не были предназначены для разминовки пассажирских составов. Да и сейчас то же положение дел, только станций меньше. Сейсас "одноперронные" станции - Родинская, Легендарная и Золотые Пруды, ранее еще были Облачный и Ветерок. Так вот, практически каждая из "одноперронных" станций успела поучаствовать в "маскараде" под условным названием "Пропусти ближнего". Поезда, идущие на Дубово, имели преоритет перед поездами, идущими на Красноармейск. Поезд, который следовал на Красноармейск, прибывал на первый путь, высаживал желающих, и становился на грузовой путь. В это время поезд, следующий на Дубово, проследовал с одноминутной остановкой по первому пути. После этого поезд, что на Красноармейск, обратно подходил на первый путь, и после непродолжительной стоянки отправлялся "по своим делам". Время маневров составляло 20-40 минут. Видел такие маневры (в расписании и воочию) на Родинской, Облачном и Легендарной.
Володя с фотоаппаратом побежал в тамбур - сфотографировать Облачный. Поезд после полуминутной стоянки отправился. Вот уже минут 5 едем, а Володи все нет! Максим бросил реплику, что он вышел по Облачному, и меня бросило в жар, а потОм - в холодный пот. Воображение рисовало картину, как трясущийся от холода молодой человек думает, что ему делать: зябнуть 6 часов на платформе (а бывшее станционное здание-то заколочено), идти до ближайшего села (Кутузовка) 3 км или до автодороги Краматорск - Доброполье 2 км, чтобы куда-то уехать... Куртка и мобильник остались у нас в купе, у него из верхней одежды - один фотоаппарат! Не-е-ет, вот он бредет из тамбура! Фу-у-ух, как от сердца отлегло. Все-таки, я позвал ребят на эту линию, поэтому основная ответственность лежит на мне!.. Теперь добропольские ребята обсуждают, как им лучше ехать назад в Доброполье: встать по Мерцалово и ловить такси, или пешком от Облачного дойти до дороги, оттуда - в сторону Доброполья. Было решено ехать назад до Мерцалово, поскольку Владимира Ороса должны были забрать родственники из Мерцалово.
Кстати, у меня тоже есть приключение, связанное со станцией Облачный. В 1995 г., когда еще ходил ночной поезд Красноармейск - Дубово (из Красноармейска - в 22-23 часа), я после трудного дня погрузился в этот поезд, чтобы проехать в нем от ст. Красноармейск до ст. Родинская. Людей на этом рейсе было немного, но все же занимали сначала свободные купе, а потОм - боковушки. Поэтому, чтобы мне никто не составил компанию, и не оттоптал ноги, я улегся на вторую полку боковушки. Проводница проверила билет, и я после этого... очнулся на Облачном! Оказывается, на перегоне 83 км - Родинское я заснул, хотя надо было готовиться к выходу. Проснулся, когда поезд уже отправился, а на грузовом пути стоял встречный поезд в сторону Красноармейска, которому я помахал рукой. Благо, проводница попалась понятливая, указала мне на мое место и сказала, чтобы спал, а на своей Родинской вставал на обратном пути. Так я и приехал домой в шестом часу утра вместо одиннадцати вечера. Это было мое самое долгое путешествие между станциями, находящимися друг от друга в 10 км!
Что самое обидное, фотографий Облачного у Вовы Цокура не получилось. Точнее, они получились смазанными, и он их удалил. Получилась фотография остановочного пункта 52 км, что в селе Нововодяное Добропольского района. Село имеет связь с Добропольем - Красноармейском и Краматорском - Славянском посредством шинокопытного рейсового транспорта, но до остановки на автодороге идти километра 3-3,5 через село. Железная дорога никогда не использовалась сельчанами на "близкодействии", только для поездок на рынки Харькова и Красноармейска. На мой взгляд, основная ошибка руководства ЖД на этом направлении в том, что оно "отсекло" "дальних" пассажиров, оставив участок для внутренних перевозок, коих всегда было минимум. Остановки 49 и 41 км (соответственно село Благодать и переезд между Куроедовкой и Степановкой) проехали без остановок: первый населенный пункт малый, а второй блочок (как мне показалось) пассажирами в темное время суток сейчас не используется. Ехали медленно. Смеркалось. Задушевная беседа не прекращалась. Мне пришлось пропустить несколько коньячных "дринков" - с утра не ел.
В Легендарную прибыли "по серому". Вова успел запечатлеть южную горловину станции (а вот участок Легендарная - Дружная у него почему-то не получился) и перрон (вокзал тоже не получился). Отправились через минуту. Видели элеватор, видели станцию. Это вторая по величине станция на направлении (не считая Красноармейска) после Доброполья, и третья по грузообороту после Доброполья и Родинской. Хотя, количество поездов здесь небольшое: по 2 пары грузовых и рабочих. Сюда доставляется уголь с шахты "Пионер"; судя по составу с углем, увиденному ок. 11 часов утра по о.п. 83 км, можно судить о том, что минимум 1 грузовой состав через ст. Легендарная - транзитный. Потому что из Красноармейска на Доброполье - Легендарную - устойчивый поток порожних вагонов. После Легендарной имеем такую глухомань, что порою самому становится страшно за линию. Остается надеяться, что здравый смысл возобладает над сиюминутной выгодой, и линию не "сдадут в металлолом"... Остановочный пункт 26 км проследовали без остановки, хотя он находится в черте райцентра Александровка, в 1,5 км от центра поселка.
За Легендарной начинаются самые красивые места вдоль линии, но мы из-за короткого светового дня их не увидели. Видели зеркальную гладь Самарских ставков и огни деревни Новосамарское. В 1995 г. здесь была остановка "по требованию" между Легендарной и о.п. 26 км. Так же недалеко от сельсовета Новоалександровка, что обслуживается о.п. 15 км, имеются заповедные леса и балки. Местность - холмистая равнина. Вид хороший, но увы и ах! С восцарением темноты за окном вагона, таковая охватила и нас. Слава Богу, голоса друг друга уже выучили... Останавливались по станции Золотые Пруды (обязательная остановка) и о.п. 15 км (по требованию). После того незаметно проехали о.п. Ветерок, а вот огни с. Карповка (где раньше был о.п. 4 км) заметили. Скоро конечная! Еще один момент: тот факт, что километраж на линии идет от Дубово до Красноармейска, косвенно подтверждает, что связка Мерцалово - Дубово строилась вовсе не от Мерцалово, и вовсе не для внутренних нужд "Добропольеугля". Все-таки ее строили для грузового обхода ст. Славянск! Здесь была тьма пар грузовых, а вот грузоотправителей и получателей - мало...
Минут 20 стояли на входном светофоре ст. Дубово, заметили электропоезд Харьков - Языково, идущий по участку Дубово - Славянск. Вскоре нас подтянули к Красноармейской платформе станции Дубово, мрак в вагоне сменился на свет от станционных огней. Мы вышли вместе с немногочисленными пассажирами из вагона, оставив свои "пожитки" в купе. Все-таки назад ехать! Наш краматорский коллега Сергей Долманов, предательски прячущийся на интернет-форумах под ником Xvost, и развивающий проект "Пост Ворскла", встречал нас на платформе. Если не первыми, то вторыми его словами были: "В вокзале сделали со стороны [Красноармейской] платформы парадный вход, а поездов не осталось..." Правда, остался единственный поезд-призрак, в котором мы приехали. Призрак потому, что по конечным пунктам он никак не объявляется, и следует фактически вне расписания, если перегон свободен. Эти моменты заставляют пассажиров не просто приблизительно ориентироваться на него, но и сомневаться в его ежедневности и реальности. Поскольку Сергей распространяет в электричках расписание электричек, ему уже высказывали претензии по этому поводу!
У Сергея была нелегкая сумка, в которой он привез подборку расписаний пригородных и пассажирких поездов по некоторым станциям Донецкой ЖД за 1997-2006 гг. Эту подборку ему давал я с надеждой как-то оформить их в сети (Сергей говорил, что у него есть досткп к сканеру), однако что-то сорвалось... В общем, требовалось эту подборку вернуть мне. Я ему говорю: "Если хочешь, можешь положить сумку в наше купе, там увидишь наши вещи на столе". Тот вошел в вагон, а через минуту вышел с удивленными глазами: "Я думал, что на столе лежат карты и прочие документы, а там поляна!.." Ну что ж, изначально я думал подготовить небольшую подборку документов, но после того, как перестал надеяться на массовость встречи, решил провести ее как дружеское общение. Ведь все эти документы, по большому счету, находятся у меня в голове! После мы минут 10-15 стояли на перроне, разговаривая между собою на отвлеченные темы. И вдруг кого-то из нас прошибло: нужно сбегать в пристанционный магазин и пополнить запасы "топлива"! В очереди стояли минут 10, после стремглав мчались к своему поезду, дабы не бежать за ним до Красноармейска.
Среди всего прочего в магазине взяли свечи. Ведь 22 ноября для Украины - памятный день. Не буду ворошить историю, оглашать выводы, кто прав, а кто виноват, поскольку отношусь к нашей истории с почтением. Хоть я не являюсь симпатиком нашего Президента, его просьба "зажечь свечу памяти" имеет рациональное зерно. Собственно, это была первая причина взять себе автономное освещение. Вторая - более приземленная: сидеть без света до Красноармейска не хотелось, поскольку не для того мы вырвались из домов, чтобы в темноте анекдоты рассказывать - было важно лицезреть друг друга. Кроме того, отсутствие какого-либо другого освещения в вагоне придавало нашей свече некоторый шарм - мы вдруг погрузились во времена Чехова, когда поезда освещались свечами, а освещение было настолько тусклым, что порою читать при нем нельзя было. Максимально устойчиво закрепив свечу, дабы не наделать беды в вагоне, мы приготовились ехать. Это был вечер памяти всех человеческих жертв репрессий прошлых лет, а так же железнодорожных этих лет. Ранее целенаправленно уничтожали людей, сейчас - транспорт, базу для жизнедеятельности людей!
Пардон за аналогии, не примите за кощунство, просто жизнь научила не доверять властям, а ждать от них только плохого... К нам подошли работники ЖД, дабы взять "дань" за проезд. Жутко были удивлены тем, что назад едут знакомые лица. Вот какая штука: удивились-то не нашему столу, его сразу же пропустили, не приняв во внимание. Удивились нашему присутствию на обратном рейсе! Такое в этих краях было в диковинку. Собственно, Владимир Цокур и Сергей Долманов - первые ферроэквинологи, посетившие линию Красноармейск - Дубово, если не считать меня и Богдана из Родинской, предоставивших несколько фотоснимков ст. Родинская и участка Красноармейск - Мерцалово на сайт "Паровоз И.С.", но это не самые глухие места! Сергей начал разъяснения на тему "Кто такие ферроэквинологи?" с комментариями Вашего покорного слуги "Те, кто водку, пиво и коньяк с одной посуды пьет", и тому подобными. Работники ЖД пожелали счастливого пути, почаще приходить к ним, а мы успели пригласить проводницу к своему "шалашу". Отправились без приключений, собственно без них и доехали до конечной.
На обратном пути останавливались на Ветерке, 15 км, Золотых Прудах, кажись 26 км, Легендарной, Мерцалово, Родинской. Вскоре после отправления к нам пришла проводница со стаканом чая. Разговора о ферроэквинологии не получилось, поскольку не все могли это слово выговорить. Шутка! Просто некоторых наших товарищей задело за живое, и они принялись рассказывать о том, где были и как фотографировали, а такие разговоры с оптическими точностями понравятся не каждой девушке. Я попробовал перевести разговор в плоскость будущего линии Красноармейск - Дубово и пассажирского сообщения на ней. Лена (так представилась проводница) сказала, что поезд нужен (кто бы сомневался), поскольку не смотря на то, что руководство Донецкой ЖД пытается предать поезд забвению, жители Степановки ездят на нем по хлеб в Новодонецкое (т.е. утренним рейсом Красноармейск - Золотые Пруды от о.п. 41 км до Легендарной и обратно). Все же основной упор нужно делать не на местное население, а на "дальнодействие", о котором было упомянуто выше здесь и в других моих творениях данной тематики.
Чего себе не прощу, так того, что не смог поговорить дальше с молодой работницей ЖД о линии, но мои коллеги замучали ее своими репликами на другие темы. Ей пришлось уйти от нас при первом же удобном случае. Поэтому, дальнейший разговор продолжился без нее. Максим то и дело бегал с сигаретами в тамбур, он единственный из нашей компании дымил. Мы неумолимо приближались к Мерцалово, где нашу Добропольскую подгруппу ждала машина. Владимир Цокур по Легендарной прилег отдохнуть - ведь он на ногах был с двух часов ночи - и проспал до самого Красноармейска. По Мерцалово мы попрощались с нашими добропольскими коллегами и принялись за уборку купе после себя. Ведь "лимонад" был отменным, а "олимонаженные" мы ненароком столкнули шелуху тыквенных семечек, контробандой завезенных в вагон Сергеем. Управились иы быстро, а после сдачи проводникам веника с савком загасили свечу. Во-первых, мы уже подъезжали к Красноармейску, а во-вторых, та догорела до основания. По Родинской стояли минут 15 - мы опережали график на полчаса. Вот вам еще раз диспетчерский ход! В Красноармейск прибыли на 15 минут раньше от графика.