ж. д. не сможет конкурировать с маршрутками и автотранспортом.
Оно с ним уже конкурирует: как по грузо-, так и по пассажироперевозкам. Другое дело, что некоторые интересные не хотят использовать некоторые конкурентные преимущества железнодорожного транспорта.
Отмена льгот и ввод ЭПК приведёт к убийству пригорода вообще. Как на ЮЗАП ж. д. - заменили много пригородных на ЭПК, народ который раньше ездил, пересел на маршрутки.
Здесь впереди следовало бы указать: повальная отмена льгот и пригорода. Да, если перевести пригород в час-пик в разряд ЭПК, то люди, которые едут на работу, наверняка пересядут на маршрутки. Но есть сетеобразующие поезда, да и направления, которые держатся на пассажирообороте не внутри этого направления, а на более стратегических мотивах. Я уже всем уши прожужжал своей гражданской позицией в отношении участка Красноармейск - Дубово: если он строился для стратегических целей (кратчайший выход из Донбасса на Киев, Харьков, Москву, Питер, Прибалтику), то его и нужно так использовать, в т.ч. в плане местного пассажирского сообщения. За 20 лет независимости население в зоне тяготения к этой ЖД уменьшилась тысяч на 20-25 человек, поэтому нужно привлекать транзитного пассажира.
Но как только тарифы будут выходить на один уровень, как предпочтение будет в пользу автотранспорта - он несравненно удобнее ж. д.
Не факт. Если поезд будет идти намного быстрее автобуса, то цена, приближающаяся к стоимости автобусного билета в аналогичном направлении, не убьёт пассажиропоток по ЖД. Всё же, эта проблема сложная, и требует взвешенного решения. Всё зависит от гибкости ЖД.
Пример. В случае электрификации участка Красноармейск - Доброполье, можно будет запустить ЭПК 3-го класса от Доброполья до Донецка со временем в пути 1,5-2 часа (остановки по Мерцалово, Родинской, Красноармейску). Цена билета на такой ЭПК будет меньше, чем на автобус, а время в пути - такое же. О дизеле (или в случае электрификации - ЭПК) Красноармейск - Харьков тоже неоднократно упоминалось.
Другое дело, что руководство железной дороги не желает использовать ситуацию для своей же пользы. Когда я своему собеседнику, близкому к Донецкой ЖД, говорю, что Доброполье нужно связывать с Донецком в беспересадочном сообщении, - он возражает, и говорит, что вот запустить бы вагончик между Красиком и Добриком - как раньше, - было бы неплохо. Я возражаю, - говорю что автобус, ПАЗ, в аналогичном сообщении 3 года назад отменили из-за недостаточного пассажиропотока, а его провозная способность в 3-4 раза меньше, чем у вагона приг.поезда, а он говорит, мол, что поездом ехать интереснее. О скорости говорили... Кстати, он интересное замечание сделал по поводу отмен поезда Красноармейск - Доброполье - Дубово. Смысл следующий: недостаточный пассажиропоток можно было бы и потерпеть, но пригородные поезда постоянно выбивали из графика грузовые поезда на участке Красноармейск - Мерцалово. В точку! Вместо составления рационального расписания, руководство ЖД занимается кастрацией!
Выход один - менять систему учта льготников и получения субвенций, причём инициатором может и должна стать ж. д.
Системы учёта льготников НЕТ, и поэтому здесь менять нечего. Если проверить посадочные, то один и тот же льготник может ехать в пяти эльках сразу. Ничего не мешает проводнику записАть номера удостоверений льготников, после - наштамповать туеву хучу липовых посадочных для замазывания глаз руководства о "фактически большом пассажиропотоке, но высокой доле льготников на рейсе". На студентов же липовые посадочные не печатают - за каждого платить нужно, хоть и по заниженной стоимости. Почему бы не ввести и на других льготников плату за проезд в размере 10, 25 % ? Меньше охочих заниматься очковтирательством будет...
А вот с системой получения субвенций, действительно, нужно думать и ещё раз думать!
Инициатором железная дорога уже выступила, предложив властям самим "заказывать" количество пар пригородных поездов на направлениях, и полностью содержать их (что, собственно, власти и обязаны делать по закону). Чем это закончится? Добропольским троллейбусом!