Отели на колесах:
12 роскошных поездов на 5 континентах
Люксовые поезда привлекают состоятельных путешественников во всем мире. Мы выбрали дюжину таких составов, интерьеры которых больше походят на гостиничные, а маршруты пролегают по самым живописным уголкам планеты.
За почти два века своего существования поезда становились все сложнее в техническом плане и все проще в эстетическом. Еще в первой половине прошлого века многие поезда были больше похожи на отели. Мягкие кресла и постели, латунные и бронзовые детали, бархат, гобелены, светильники. После Второй мировой войны, в условиях нехватки денег и материалов, а позже - из-за новых течений в дизайне, поезда стали проще. Бархат уступил место дерматину, дерево - пластику под дерево, бронза - алюминию. Затем ушла и эта эпоха. В новейшее время интерьеры большинства поездов стали безликими и скучными.
Но не все утрачено. В мире функционируют поезда-отели, неспешно пересекающие страны и континенты за дни и недели. Их постояльцы-пассажиры могут отвлечься от спешки и суеты и насладиться путешествием по всем канонам золотого века железных дорог.
Мы выбрали дюжину таких поездов (хотя это и не полный список), о поездках в которых многие могут только мечтать, но к которым все же стоит стремиться.
Shangri-La Express (бывший Китайский Восточный экспресс)
В описании этого маршрута слово "самый" придется упомянуть не раз. Самый длинный тур, самая высокая железная дорога, самые труднодоступные места. 12-дневное путешествие по загадочному Тибету на китайском поезде Shangri-La Express (Шангри-Ла - вымышленная страна, аналог мифической тибетской Шамбалы) включает посещение столицы Тибета, города Лхаса, бывших резиденций Далай-Ламы, буддийского храма Джоканг и перевала Танг-Ла на высоте 5068 метров над уровнем моря.
"Изюминка" маршрута Shangri-La Express заключается в том, что поезд проходит по северным провинциям Китая, не облюбованным туристами. Роскошный поезд частично проезжает по древнему Великому Шелковому пути - его пассажиры могут увидеть скрытые от глаз большинства туристов крепости Великой Китайской стены, нетипичные для Китая мечети (поезд идет по мусульманскому Синьцзян-Уйгурскому автономному району).
Поезд, следующий из Пекина в Урумчи через Лхасу и Кашгар, состоит из 80 купе двух классов, вагона-ресторана и вагона-бара. Повар ресторана Shangri-La Express специализируется на кантонской, сычуаньской и западной кухнях, а в баре по вечерам играет пианист. 7-метровые номера-купе класса Diamond укомплектованы креслом, двухъярусной кроватью и столом. Каждое купе оснащено небольшой уборной с душем Между номерами располагаются небольшие умывальные комнаты. Купейные вагоны попроще похожи на наши спальные вагоны с приятным бонусом в виде душа в каждом вагоне. Экспресс также предоставляет своим пассажирам бесплатные шелковые халаты.
Danube Express
Европейский Дунайский экспресс лишь немного уступает по времени в пути китайскому маршруту - путь из Венгрии в Италию на нем занимает 11 дней. Конкурент Восточного экспресса отправляется из Будапешта, следует через венгерские города, буквально наполненные дворцами, соборами и замками, проезжает исторический болгарский город Велико-Тырново, сербскую столицу Белград, Триест, стоящий на стыке культур, и завершает свой путь в Венеции. На Дунайском экспрессе также можно посетить Вену, Калининград, Краков, Берлин и даже Тегеран.
Вагоны Superior Deluxe состоят из 4 номеров-купе площадью 8,6 кв. м. каждый. В них есть диван, кровать king size, стол, шкаф и сейф. С купе совмещена небольшая ванная комната с душем.
Также в поезде есть вагоны Deluxe (5 “номеров” на вагон) и традиционные купейные вагоны с трансформируемыми сиденьями - мягкий диван ночью превращается в двухуровневую кровать.
В зависимости от маршрута и класса купе, цены на тур варьируются от 7 000 евро до 24 000 евро.
Al Andalus
Поезд-отель Al Andalus, курсирующий по живописному испанскому региону Андалусия, и в самом деле пожаловал к нам из золотого века железных дорог - его вагоны построены в 1928-30 годах во Франции. По слухам, раньше на этих вагонах члены британской королевской фамилии добирались от Ла-Манша до Лазурного берега.
Несколько лет вагоны реконструировали, добавив все необходимые современные удобства. При этом их внешний вид остался аутентичным. За семь дней весной и осенью Al Andalus совершает кольцевой вояж из Севильи в Гранаду, возвращаясь затем в исходную точку через Кордову.
В семи вагонах поезда насчитывается 32 купе (12 стандартных и 20 премиальных) с двумя спальными местами, душевой и мини-баром. Для компаний и светских вечеров доступен вагон-бар.
Стоимость проезда на Al Andalus - от 1500 до около 6000 евро.
The Royal Scotsman
Роскошный и маловместительный (всего 36 мест, как в стандартном купейном вагоне) The Royal Scotsman за пять дней совершает путешествие по “фирменным” шотландским местам: мимо вересковых долин, горных озер, старинных замков.
Помимо классического маршрута из Эдинбурга через Кит, Кайл-оф-Лохалш и Бот-оф-Гартен обратно в Эдинбург, в котором "постояльцы" поезда могут насладиться традиционной шотландской культурой, The Royal Scotsman предлагает и несколько коротких, двухдневных маршрутов по местным достопримечательностям.
20 купе (16 двухместных и 4 одноместных) оборудованы всем необходимым для путешествия, в том числе и ванной комнатой. Проголодаться не дадут два вагона-ресторана, а соскучиться - смотровой вагон с огромными окнами для наслаждения пейзажами и спа-вагон. О своем сне пассажирам не стоит беспокоиться - на ночь The Royal Scotsman останавливается на станциях или в тихих тупиках.
Цены на железнодорожный круиз по Шотландии варьируются от 2350 до 4330 фунтов стерлингов (за одного или двух человек).
Grand Hibernian
Новейший поезд класса люкс, ирландский Grand Hibernian, соединяет Белфаст с Дублином, наводя мосты между двумя Ирландиями. Он отличается от большей части упомянутых выше поездов - интерьер Grand Hibernian выдержан в традиционном ирландском стиле, оформлен кельтскими орнаментами ирландских графств.
Как и The Royal Scotsman, ирландский отель на колесах предлагает недельный гранд-тур и несколько коротких путешествий, занимающих от трех до пяти дней. Программа гранд-тура не заставит пассажиров пожалеть о своем выборе - в него входит посещение музея "Титаника" в Белфасте, поход по Дороге гигантов, а также угощение ирландскими яствами - блюдами местной кухни, виски и стаутами. Всеми этими прелестями можно наслаждаться в вагоне-ресторане с панорамным обзором.
Поезд аналогичен тому, который используется в The Royal Scotsman. Он вмещает около 40 пассажиров в 20 "номерах". Стоимость путешествий на Grand Hibernian - от 3000 до 9000 евро.
Andean Explorer
Первый железнодорожный отель в Южной Америке курсирует в Перу. Как и поездом Grand Hibernian, этим маршрутом заведует управляющая компания Belmond. Трехдневный тур предполагает посещение древней столицы цивилизации инков, города Куско, города Пуно рядом с озером Титикака, а также экскурсию по средневековой Арекипе.
К услугам пассажиров - четыре маршрута длительностью от одного часа до трех дней, поезд, рассчитанный на 48 постояльцев, одно- и двухместные купе с душем, два вагона ресторана с перуанской кухней, панорамный вагон-кабриолет и спа-вагон.
Железнодорожные круизы по одной из самых высокогорных железных дорог в мире начинаются в мае. Стоимость тура - от 1440 до 3615 евро.
Pride of Africa
Поезд-отель "Гордость Африки" компании Rovos Rail - реализация мечты его создателя, южноафриканского бизнесмена Рона Воса. Предприниматель лично собирал по всей стране старые списанные вагоны, следил за реставрационными работами. Pride of Africa поражает роскошью - вагоны и купе отделаны в стилях ар-деко и ар-нуво, в поезде два вагона-ресторана, клубный и панорамный вагоны, вечеринки с дресс-кодом. В каждом купе припасены фрукты, чай и африканское вино.
Pride of Africa позволит гостям полностью погрузиться в былую эпоху - в составе-отеле нет экранов, компьютеров и других атрибутов современности, пользование гаджетами разрешено только в пределах “номеров” - ничто не должно отвлекать пассажиров от погружения в викторианскую эпоху.
В "Гордости Африки" есть вагоны на два номера-купе (жилая площадь каждого - около 16 кв. м) с двойной кроватью и полноценной ванной комнатой.
В разных вариантах маршрутов поезд пересекает Южную Африку, Свазиленд, Намибию, Зимбабве, Ботсвану, Замбию, Танзанию, Уганду, Судан и Египет. Из панорамных окон Pride of Africa можно увидеть и пасторальные пейзажи Южной Африки, и селения местных жителей, и "лунные” панорамы кимберлитовых месторождений.
Стоимость путешествия на поезде - от 900 до 10 690 долларов. Основной маршрут поезда - Претория-Кимберли-Кейптаун, курсирует круглогодично.
Seven Stars
Неспешное путешествие в стиле прошлого века можно совершить и в одной из самых технологичных и динамичных стран мира - Японии. Поезд Seven Stars ("Семь звезд") называется так неспроста - он состоит из семи вагонов, которые проследуют по семи префектурам японского острова Кюсю. А маршрут поезда разделен на семь тематических зон - каждая со своими природными особенностями, кухней, самобытностью и обычаями.
Вагоны поезда, вмещающего всего 28 пассажиров, отделаны темным деревом, украшены цветными витражами и традиционными японскими украшениями - фарфоровыми статуэтками и гобеленами. В отличие от африканского поезда-отеля, Seven Stars оснащен всей современной техникой, однако она замаскирована декоративными панелями. В каждом пассажирском вагоне - три купе. Исключение составляет вагон "делюкс” с двумя купе, одно из которых имеет окно, выходящее в торец вагона.
За четыре дня поезд объезжает весь гористый остров Кюсю. Пассажиры могут насладиться экзотическими вулканическими пейзажами и такими же экзотическими для иностранного глаза японскими селениями.
Цена на 3-4-дневный тур колеблется от 5500 до 13500 долларов. Поезда курсируют с октября по февраль.
Maharajas’ Express
Индийский поезд-отель "Экспресс Махараджи" отсылает пассажиров к индийской колониальной эпохе, рубежу XX и XXI веков. Мягкие рессоры, специально приспособленные к индийским железным дорогам, индивидуальные климатические системы, фильтры для воды и тонированные панорамные окна сочетаются в Maharaja’s Express с гобеленами, деревянной обшивкой и старинными картинами и фотографиями.
Состав, отправляющийся из Мумбаи в Дели через Джайпур и Агру, включает 23 вагона, рассчитанных на 88 пассажиров. Для них готовы семь маршрутов. Самый популярный - тур под названием "Наследие Индии". Выбравшие его пассажиры увидят все контрасты Мумбаи, Тадж-Махал, дворцы и форты Удайпура, Джодхпура, Биканера и Джайпура. Остальные туры - "Сокровища Индии", "Пышная Индия", "Индийская панорама" и "Жемчужины Индии", "Гости юга" и "Драгоценности юга" - не менее увлекательны.
Купе 14-вагонного поезда делятся на четыре класса, два вагона отведены под рестораны высокой кухни, два - под бары, еще два - под сувенирный бутик и библиотеку. Курсирует "Экспресс Махараджи" с октября по апрель. Стоимость путешествия - от 3000 до 26 000 долларов.
The Ghan
Идея "Афганца", названного в честь строителей австралийской железной дороги, отличается от идей описанных выше поездов. Здесь нет роскоши и ностальгии по некоему золотому веку. В оформлении The Ghan, правда, тоже присутствуют ретро нотки, так как поезд оформлен в стиле 1970-х - 1980-х, но это совсем другая история.
The Ghan по дизайну похож на привычные нам поезда. Здесь есть вагоны двух классов, однако есть возможность арендовать места в частных вагонах, рассчитанных на восемь пассажиров, а также вагон-ресторан и клубный вагон. Клиентам предлагают несколько уровней обслуживания: красный, золотой и платиновый, влияющих на размер купе, ассортимент меню и мягкость постели.
В тур за отдельную плату также входит экскурсия по одной из австралийских достопримечательностей - например, экскурсии по горному заповеднику в Алис-Спрингс, горному хребту Мак-Доннелл или тур по реке Кэтрин.
Поезд пересекает всю Австралию по 3000-километровому маршруту Аделаида - Дарвин и обратно. Поездки осуществляются в течение всего года. Стоимость билета - от 800 до почти 4000 долларов.
Glacier Express
"Ледниковый экспресс" совершает свой маршрут между одним из лучших швейцарских курортов, Церматтом, и горнолыжной меккой, Санкт-Морицем.
Glacier Express - самый неспешный экспресс в мире. Современные панорамные вагоны за восемь часов проезжают весь юг Швейцарии. Из огромных окон поезда пассажиры видят древние леса, стремительные горные ручьи и альпийские долины. Поезд минует 91 туннель, 291 мост и забирается на 2000-метровый перевал Обералп. Исторический участок между Тузисом и Санкт-Морицем - часть всемирного наследия ЮНЕСКО.
Так как маршрут поезда недлинный, здесь нет роскошных купе-апартаментов. Вагоны 1 и 2 класса принимают от 36 до 48 пассажиров. В поезде есть вагон-ресторан с собственной кухней.
Поездка на "Ледниковом экспрессе" обойдется в сумму от 40 до 135 евро.
Suite Shiki-Shima
Последний в нашем списке шедевр из жанра отелей на колесах - японский поезд под названием Suite Shiki-Shima, которое переводится как "Остров четырех времен года". Запущенный в мае этого года поезд курсирует между Токио и островом Хоккайдо. Время в пути составляет четыре дня. За это время пассажиры через футуристические панорамные окна увидят множество достопримечательностей Японии и прикоснутся к ним на экскурсиях.
Оформление поезда создал известный дизайнер Кен Киюки Окуяма (Ken Kiyoyuki Okuyama), ранее сотрудничавший с Porsche, Ferrari и Maserati. К услугам пассажиров Suite Shiki-Shima - ресторан, живая музыка и комнаты для отдыха. Самый дорогой “номер” состоит из спальни, гостиной и ванной комнат, расположенных на двух этажах.
10-вагонный состав, выпущенный компанией East Japan Railway, включает 17 купе и рассчитан всего на 34 пассажира. Стоимость железнодорожного круиза на Suite Shiki-Shima варьируется от 4500 до 10 000 долларов. Спрос на билеты на новый поезд был настолько высок, что их пришлось распределять с помощью лотереи. На каждое место претендовало 70 человек. В итоге билеты в Suite Shiki-Shima забронированы на год вперед.
Читайте также ТОП 10 экзотических железнодорожных маршрутов мира