Славянск относится к промышленному Донбассу и Слободской Украине одновременно, имеет богатую историю. Возникновение города неразрывно связывают с соледобычей. Ныне славянская соль — одна из наиболее очищенных, а значит — востребованных на рынке. Однако, сейчас она добывается лишь на Райгородокском участке месторождения. Впервые упоминание о солеварении «на Торе» (старинное название Казённого Торца на участке от Дружковки до устья) датируется концом XVIв. В 60-х гг. того же столетия здесь проходили маршруты сторожевой и станичной служб. После реорганизации русским правительством пограничной службы на юге и строительства вдоль Донца сторожевых укреплений, число приезжающих увеличивалось. Становясь «табором» около озер и построив укрепления для защиты от татарских набегов, солевары варили соль в привезенных с собой котлах в течение 2-3 недель летом, а затем возвращались домой.
В 1622г. солевары обратились к русскому правительству с просьбой построить около Торских озер крепость и казенные варницы, а также направить для их охраны ратных людей. С этим обращением связана дата первого письменного упоминания о соледобыче на Торе – 1619г. В 1627г. в «Книге большому чертежу» указывается Торское городище, которое к 1644г. было разрушено в результате татарского набега. Ок. 1645г. был основан город-крепость Тор с бастионами при 40 пушках. Внутри крепости находился замок и оз.Червлёное. В 1646г. рядом с крепостью г.Тор на месте сожжённого городища и татарского перелаза был построен острог. Попеременно несшие службу казаки (по 20 человек) наблюдали за переправой.
С 1650г. в городе начинают действовать солезаводы, на которые с 1554г. начинают устраиваться на работу выходцы из Гетманщины – солеварение в те времена было выгодным делом. В 1663-1664гг. строительные работы в районе Торских озёр ведёт экспедиция под руководством Я.Филимонова, принимая меры по улучшению условий проживания и солеварения в Торе. 600 солдатам из Белгорода помогают семьи из Харькова, Чугуева, Валуек. В 1664г. в городе был построен первый казённый солезавод, где работали солдаты российской армии, а также нанятые запорожские и донские казаки. Для завода из Ельца было привезено 40 котлов. За два года количество сковород на солеварнях Тора увеличилось в 1,5 раза. А количество рабочих – в 2 раза. Однако, многие в связи с частыми татарскими набегами практически сразу же уехали из Тора.
В 1668г. жители Тора, недовольные самоуправством чиновников солезаводов, жители Тора примкнули к гетману Левобережной Украины И.Брюховецкому. В наказание за такую акцию неповиновения, город был сожжён (по одной из версий, его в результате осады сожгли татары, помогающие Брюховецкому). В 1670г. солеварни Тора были частично восстановлены, и практически сразу – захвачены повстанцами А.Хромого, соратника С.Разина. Восстановлен Тор в 1876г., однако уже в следующем году в городе начались новые волнения: недовольные воеводой Масловым, горожане взбунтовались. На сей раз обошлось без сожжений: после ареста 8 зачинщиков, бунтовщики успокоились.
В 1685г. изюмский полковник К.Донец превратил Тор в опорный пункт укреплённой полосы от Теплинского леса до Черкасской слободы. В конце XVIIв. Тор (Солёный) представлял из себя деревянную крепость с 4 угловыми (глухими) и 1 проезжей башнями. Крепостная стена из частокола высотой 4 м напоминала по форме квадрат размером примерно 100×100м – 395м по периметру. Предполагалось создать систему укреплённых полос на основе запорожских зимовников, слобод, дополнив их острожками, по р.Северский Донец, Тор, Сухой Торец, Самара для обороны южных рубежей Российского государства. Время было, действительно, неспокойное: в округе сверепствовали татары. Особенно жестоким нападениям местные жители подверглись в 1681, 1685, 1686, 1688, 1690гг.; только в 1688г. и только на Торе К.Донец разбивает татарские орды два раза. Впоследствие К.Донец погиб в бою с татарами. В 1690, 1696гг. Тор горел, в 1697г. его разорила Кубанская орда.
Однако благодаря выгодным соляным промыслам город быстро был восстановлен. Уже с 1701г. в Торе начинаются раздоры между запорожскими и донскими казаками за соляные промыслы. В этом же году вспыхивает эпидемия чумы, унесшая сотни жизней. Далее последовал бунт К.Булавина и осада повстанцами Тора. Дабы не развивать конфликт, в 1710г. источник раздоров – солеварни в Торе взяты в государственную собственность. В связи с постепенной ликвидацией автономии Гетманщины и Слобожанщины, в 1708г. Тор был в составе Азовской, а с 1718г. – Киевской губернии. До 1764г. Тор был сотенным местечком Изюмского Слободско-Украинского полка.
В 1732г. в Торе проживало 364 человека. В этом же году соляные озёра города отданы в распоряжение местных властей. В 40-х годах XVIII века соляной завод был реконструирован: переоборудованы печи, появилась рассолоподъемочная машина для подачи со­ляного раствора по деревянным трубам из озер. Возникли подсобные предприятия кузницы, столярная и слесарная мастерские, водяная и ветряная лесопилки. В 1767г. количество жителей составляет уже 2,07 тыс., из них 813 человек – военный гарнизон. В 1773г. численность населения Тора составляла 3,87 тыс. жителей. Треть населения составляли солевары.
Массовое бегство крестьян на солеварни, хищническое уничтожение лесов вокруг города для выварки соли, а также появление на рынке в 70-х гг. дешёвой крымской соли вынудили правительство Российской империи в 1782г. издать указ о прекращинии вырубки леса вокруг Тора, что практически означало прекращение солеварения. Казённые солезаводы в городе ликвидировали, а частные – законсервировали. В 1783г. Торская крепость исключена из «Ведомости артиллерии и фортификации Российской империи». Выварка соли с использованием дров была разрешена с уплатой налога в госказну лишь в 1819г. Шла своим чередом и религиозная жизнь города и окрестных деревень. В 1774г. в Торе вместо обветшалой Николаевской церкви была построена Воскресенская, куда было передано всё имущество Николаевской церкви. В 1829г. в Ново-Александровке (Жебунёво, Семёновка) была открыта Александромученическая церковь.
В 1784г. Тор был переименован в Словенск (Славенск, Словянск, Славянск), и стал уездным городом Екатеринославского наместничества (позже – губернии). С 1794г. город стали именовать народным названием – Славянском, что должно было подчеркнуть исконную принадлежность Приазовья славянам. В 1797г. Словенск с уездом были приписаны к Слободско-Украинской (позже – Харьковской) губернии. Местное население после закрытия солезаводов большая часть населения города занималась зерноводством, коневодством, скотоводством, пчеловодством, рыбной ловлей, ремёслами (кожевенным, сапожным, ткацким, кузнечным), торговлей. Трижды в год проводились ярмарки. В 1806г. на средства Таранова-Белозерова в Славянске была открыта больница на 6 коек и богадельня на 10 человек.
В 1825г. тихую провинциальную жизнь Славянска потревожило известие о кончине императора Александра I. Гроб с телом императора из Таганрога в Москву следовал через Славянск. Новый режим, насаждаемый Николаем I, повышал роль военщины в жизни государства. Славянск оказался на территории Чугуевского военного округа. С военными и будет связано новое обстоятельство, давшее городу новый толчок в развитии. В 1827г. штаб-лекарь А.Яковлев рекомендовал больным купание и натирание грязью в Славянских солёных озёрах. В 1831г. здесь было открыто отделение Чугуевского военного госпиталя, а в 1832г. была признана целебная сила Славянских минеральных вод. Так началась история бальнеогрязевого курорта. В 1840г. рядом с соляными озёрами была открыта больница на 200 коек для военных лиц.
В 1834г. Славянск вновь оказался центром солеварения: новый указ запрещал выварку соли с использованием дров, но рекомендовал использовать для этих целей каменный уголь, оказавшимся более экономичным. К слову будет сказано, первый солезавод на каменном угле был построен в городе в 1832г. Однако, процесс развития промышленности в городе (и империи в целом) тормозился отсутствием адексатного транспорта – лошадиная упряжка уже не справлялась с перевозками массовых грузов на большие расстояния. Город оставался дотационным. Так, в 1837г. в Славянске проживало 5,85 тыс. человек, доход городской казны составлял 2112 руб., расход – 4275 руб. Преобладало женское население, а число кабаков превышало количество продовольственных лавок.
Всё же, город развивался: в 1840г. в центре Славянска освящён каменный Троицкий собор, в который поступила вся утварь упразднённой деревянной Введенской церкви. Центральная площадь города стала именоваться Соборной. В 1852г. построена деревянная церковь Всех Святых, - всё это говорит о приросте и притоке населения в город. В 1846г. в Славянске имелись лишь деревянные жилые дома (967 ед.) В 1849-1852гг. на курорте была построена лечебница для гражданских лиц. В 1850г. в Славянске по распоряжению генерал-губернатора Кошечкина открыты первые банки. В 40-50-е гг. работали 12 солезаводов, 8 салотопок, 3 кирпичных и 2 мыловаренных завода, табачная фабрика, более 30 частных мельниц.
Однако, во-истину переломным для Славянска стал 1869г., в конце которого вступила в строй Курско-Харьковско-Азовская железная дорога. Благодаря деятельности писателя и общественного деятеля Г.Данилевского, трасса железной дороги от Лозовой до Константиновки прошла не по кратчайшей линии (по водоразделу Сухого Торца, Самары и Маячки), а вдоль р.Сухой Торец, Казённый Торец, и всего в 4 км от Славянска. Возникла железнодорожная станция 2-го класса Славянск с пристанционным посёлком Новославянск. Всего на железной дороге было 24 раздельных пункта. К моменту открытия на железной дороге числилось 108 паровозов (из ни 33 – для грузо-пассажирских перевозок), 167 пассажирских (из них 14 – первого класса) и 20 багажных вагонов. Сооружение железной дороги в непосредственной близости к Славянску способствовало развитию города и курорта: уже в 1869г. в городе был открыт общественный банк.
Если в середине XIXв. в городе существовала лишь частная школа для девочек, то в 1873г. открыто бесплатное женское училище, которое в 1875г. было преобразовано в трёхклассную гимназию. В 1872г. на курорте была пробурена скважина глубиной 110 м для подачи лечебного рассола в ванны. В 1874г. курорт был отдан на баланс города, а в 1876г. создано специальное городское управление, занимающееся курортом. В 1877г. в Славянске открыто почтовое отделение. Численность населения составляла 10,56 тыс. жителей, доход казны – 23,7 тыс. руб., расход – 23,4 тыс. руб. В связи с эпидемией дифтерита, косившей население Харьковской губернии, в 1878г. доктор Кабат открыл в Славянске первую станцию Красного креста. В 1879г. вместо деревянной Воскресенской церкви построена каменная.
В 1882г. в Славянске проживало уже 11,7 тыс. жителей, имелось в наличии 1496 домов (из них 17 каменных), 32 солезавода, 7 мельниц (из них 3 – паровые), 4 кирпичных и 2 чугунолитейных завода. Столь быстрое развитие промышленности требовало наличия подъездных железнодорожных путей. Из-за высоких капитальных затрат на возведение железной дороги ни один подрядчик не соглашался на строительство городской железной дороги. При строительстве городской ветки Славянская дистанция пути испытывала технические и материальные трудности, поскольку земля в городе была дорогая, а также пришлось снести ряд зданий. Участок городской ветки Славянск – Соль-Заводы был сдан в эксплуатацию в 1887г.
Сооружение городской ветки дало новый толчок в развитии города и курорта. В 1892г. Товарищество М.Кузнецова построило в Славянске фабрику фарфоровой посуды. Годом ранее был построен первый деревянный мост через р.Торец для сообщения с Семёновкой и прочими деревнями на правом берегу реки. В 1892-1894гг. Славянская городская железнодорожная ветка была доведена до курорта и строящегося содового завода. Конечный пункт городской ветки, - Рапная или станция Славянских минеральных вод, обслуживала район курорта, взятого в 1892г. под государственную охрану. В 1897-1898гг. Южно-Русское общество открыло содовый завод, а общество Дзевульского и Лянге – керамический завод. Тогда в Славянске насчитывалось уже 15,79 тыс. жителей.
До сих пор жители Славянска, кому за 70 и более, с теплотой вспоминают городскую ветку, которая выходила на первый путь ст.Славянск. Железная дорога была проложена на насыпи из ракушняка, который земснаряд извлёк со дна Торца. Первая станция на ветке так и называлась – Славянск-Ветка, - напротив нынешнего автовокзала. Существует и поныне, хотя и в весьма уменьшенном варианте – многие станционные пути разобрали. Между станциями Славянск и Славянск-Ветка находится большая промзона. Вторая станция на ветке – Соль-Заводы, - на границе между городской и курортной территорией (ныне не существует, как и участок ветки от района автовокзала до курорта). От района Соль-Заводов железная дорога ветвилась к кирпичному (северное направление), содовому (восточное направление) заводам и станции Рапная (на расстоянии километра в северо-восточном направлении). Участок Соль-Заводы – Рапная представлял из себя сплошную промзону и склады, - жилых зданий почти не было. По ветке ходило несколько составов одновременно, и их движением руководил диспетчер на ст.Славянск. Сначала использовались ручные стрелочные переводы, затем их автоматизировали.
Пассажирские остановки на ветке были следующие. Первая остановка именовалась Новославянская, - по названию железнодорожного посёлка. Находилась в районе переезда через ул. им.Димитрова. Местность от железнодорожного вокзала до района автостанции, по которой проходила городская ветка, ранее была местами заболоченной, однако встречались и жилые дома. Позже возникла промзона и остановка Керамический Завод. Кроме того, славянцы помнят остановки возле Вечного огня в районе переезда через ул. им.Свердлова и возле арматурно-изоляторного завода. Это уже была территория грузовой станции Славянск-Ветка. Далее шла остановка Городская, - напротив нынешней автостанции (с автовокзалом) и ДК им. Артёма. Эти остановки возникли уже в годы Советской власти.
Недалеко от пересечения улиц Железнодорожная (Юных Коммунаров) и Харьковская (Шевченко) находился, по некоторым данным, павильон одной из первых дореволюционных остановок ветки – Банковская, - там и поныне существует остановка общественного транспорта. В годы Советской власти там был молочный магазин. В районе пересечения современных улиц Первого Мая и Юных Коммунаров находился деревянный павильон остановки Шнурковская. Рядом находилась школа, построенная меценатом Шнурковым (в советское время  -средняя школа № 2). Далее шла промзона и станция Соль-Заводы, на которой было станционное здание (на остальных остановках – лишь платформы, и изредка – павильоны). Сейчас станционное здание Соль-Заводов сохранилось в полуразрушенном виде.
До 1964г. по городу курсировал поезд Славянск – Рапная в составе из 5-7 деревянных пассажирских вагонов зелёного цвета под паровозом СУ. Пригородный (рабочий) поезд Славянск – Рапная долгое время оставался единственным транспортом между городом и станцией Славянск. Из центра города в направлении станции Славянск первый поезд отправлялся в 4:30, и всегда был заполненным пассажирами, спешащими на работу. По преданию, вагоны были облеплены людьми, ездили даже на ступеньках вагонов, и всегда давали руку опаздавшим к отправлению поезда и догоняющим состав бегом. В дневное время поезд по городской ветке ходил с интервалом 1-2 часа. В выходные дни назначалась дополнительная пара пригородных поездов до Соль-Заводов. Стоимость проезда в поезде колебалась в пределах 5…7 коп. Для сравнения: услуги извозчика от ст.Славянск до курорта в царское время обходились 60 коп. при перевозке одного пассажира и 40 коп. на человека при перевозке 5 пассажиров.
Приходилось слышать версию о том, что в годы Великой Отечественной войны от станции Славянск до Славкурорта шла узкоколейная железная дорога, трассу которой полностью повторяет троллейбусный маршрут № 2. Эта узкоколейка, якобы, использовалась как основная коммуникация вермахта в Славянске и на Славкурорте во время сражений в 1942-1943гг. Прямых подтверждений такому мнению в письменных источниках до сих пор не найдено, а работники Славянского исторического музея прямо отрицают эту версию. Однако, имеются данные о том, что эпизодическое пассажирское сообщение на ветке существовало и в годы оккупации. Так, в начале июля 1943г., перед Изюм-Барвенковской операцией советских войск, горуправа по разрешению немецкого командования отправила рабочих города бесплатным поездом на курорт, где к тому времени оставался лишь парк. Поезд отправлялся со ст.Славянск в 9:00, а возвращался обратно в 18:00.
В конце XIXв. станция Славянск отгружала 3-3,5 тыс. вагонов соли, которые поступали сюда по внутригородской ветке. Последняя ежемесячно перевозила ок. 20 тыс. рабочих на предприятия города и к вокзалу. Главный парк станции Славянск состоял из 6 путей с ручными стрелочными переводами. В пристанционном посёлке имелось несколько деревянных казарм для рабочих, каменная церковь, несколько кабаков. Работал телеграф, обеспечивающий связь с другими станциями бывшей Курско-Харьковско-Азовской дороги. В 1895г. вблизи привокзальной площади был построен и освящён храм, возведённый в честь князя Александра Невского, - небесного покровителя императора Александра II, отменившего крепостное право.
Кризис, поразивший Российскую империю в начале ХХв., на время затормозил строительство предприятий и железнодорожных веток в районе Славянска. О последних вновь заговорили в 1908г., когда ряд промышленников и предпринимателей во главе с Ф.Енакиевым подняли вопрос о строительстве Северодонецкой железной дороги, которая должна была обеспечивать доставку донбасского угля в порты Прибалтики по кратчайшему пути. В этом же году начались работы по возведению пути на участке Основа – Яма (ныне – Северск), а немного позже – на ответвлении Шухтаново (в честь инженера Шухтанова, строившего дорогу, ныне – Красный Лиман, при открытии сообщения станция уже называлась Лиман) – Краматорская.
К 1911г. строительство участка Лиман – Краматорская было закончено, и в непосредственной близости к Славянску на территории курорта была открыта станция Славянский Курорт. Позже от Славкурорта (Северодонецкая железная дорога) появился подъездной путь к содовому заводу – выход на ст.Соль-Заводы. Так, на Славянском курорте оказались две пассажирские станции – государственная Рапная и частная Славкурорт. Строительство Северодонецкой железной дороги (Льгов – Основа – Лиман – Лихая, примыкающие подъездные и соединительные линии) закончилось в 1916г. Однако, к этому времени Российская империя оказалась втянутой в затяжную Первую Мировую войну, а внутри страны назрела революционная ситуация, за которой последовала революция, тяжёлое и длительное гражданское противостояние.
В 1912г. в городе начал работать водопровод, решив проблему дорогой привозной воды. В 1915г. начал выдавать продукцию завод Эссена – будущий арматурно-изоляторный завод. Открылась городская больница. Итак, революционные события 1917-1921гг. Славянск встретил уже крупным промышленным центром: в городе работало 33 солезавода, 11 кирпичных и черепичных заводов, 2 стекольных, фарфоровый, механический, чугунолитейный, спиртоводочный, плиточный, пивоваренный заводы, макаронная и карандашная фабрики, 3 типографии, 7 мельниц (из них – 1 паровая). До 1917г. в городе также работали 2 частные аптеки, земские мужское и женское училища, а также коммерческое, техническое, керамическое и ремесленные училища.
Сильно пострадал Славянск от Гражданской войны. Ожесточённые бои за Славянск шли в апреле 1918г. между революционными силами Украинской Советской республики и Донкривбаса с австро-немецкими интервентами, поддержавшими Украинскую Центральную Раду. В это время, начальник штаба 3-й Украинской Советской армии, эсер Блюмкин грабит городской банк в Славянске, и лишь под угрозой ареста возвращает большую часть денежных средств в финучрежденье. После двухнедельных боёв, австро-немецкие интервенты вступают в Славянск. В ноябре-декабре 1918г. в городе царит анархия: за власть борются повстанческие анархо-коммунистические отряды, белогвардейцы и силы Украинской Директории, пока, в конце-концов, белогвардейцы не берут город на месяц в свои руки. С конца января по конец мая в Славянске временно устанавливается Советская власть, однако войска белогвардейской Добровольческой армии А.Деникина перехватывают ключевые коммуникации и берут город в свои руки. Советская власть в городе окончательно установилась в конце декабря 1919г., однако до 1922г. вокруг города свирепствовали банды и повстанческие отряды.
В 1920г. в Славянске проживало 21,46 тыс. человек, большую часть населения составляли солевары. В 1922г. два санатория и экспроприированные частные дачи были объединены в одно курортное учреждение. В 1925г. первую продукцию дала фабрика терракотовых плиток. В 1927г. начата реконструкция арматурно-изоляторного завода. Восстановлена карандашная фабрика (на то время – единственная в Украине). Был построен завод треста «Коксохиммонтаж». Однако, кризис 20-х гг. не обошёл и Славянск: во второй половине десятилетия солезаводы были законсервированы.
В 1930г. начато строительство нового керамического комбината. В 30-х гг. начато строительство и Машчермета, на котором находились заводы «Славтяжмаш» и кирпичный. Водонапорная башня в районе железнодорожного цеха «Славтяжмаша» работает по сей день. До 40-х гг. участок железной дороги Славянск – Красный Лиман выглядел несколько иначе, нежели сейчас. В районе Машчермета на участке Славянск – Славкурорт находилась платформа 6 км, а на участке Шпичкино – Славкурорт – разъезд 25 км. В районе Масложиркомбината, там где нынешний путепровод, а ранее был переезд, находилась платформа Бахмутский переезд. Через километр в направлении Славкурорта следовала платформа Содовый завод, – между нынешними платформами Масложиркомбинат и Карандашная фабрика.
В 1938г. начато строительство новосодового завода. В 1934г. Славянский курорт, в котором 8 санаториев обслуживали 20 тыс. человек, был удостоен всесоюзного значения. В 1838г. в Славянске начал работу драмтеатр. В 1940г. численность населения Славянска составляла 75,5 тыс. жителей. Накануне Великой Отечественной войны в городе работали более 22 промышленных предприятия, 8 санаториев. Население обслуживали 4 больницы, роддом, 5 поликлиник, 16 дошкольных учреждений, 23 школы, 6 средних специальных учебных заведений, педшкола, химический и железнодорожный техникумы, фельдшерско-акушерская школа и две школы медсестёр, 9 кинотеатров, 12 клубов, 23 библиотеки. Мирное развитие города прервала Великая Отечественная война.
8 сентября 1941г. в Славянске разорвались первые немецкие авиабомбы, а 25 октября 1941г. Славянск был оккупирован немецкими войсками. Линия фронта на 2,5 месяца стабилизировалась по Северскому Донцу. В январе-мае 1942г. на территории окраин и пригородров Славянска занимали советские части, тщетно пытавшиеся овладеть центром города и железнодорожной станцией. Первая общая атака на Славянск началась 30 января, и практически сразу же советским войскам удалось овладеть одной из северных окраин со стороны Соболевки, а позже – кирпичным заводом. В февральских и мартовских боях советские войска вышли к Былбасовке, Андреевке, завязали бои за Славкурорт, западную, северо-западную, северную и восточную окраины Славянска. Однако, в начале апреля им пришлось покинуть пределы города, а в мае – отступить на северный берег Северского Донца. В июле линия фронта откатилась от города далеко на восток.
В январе 1943г. советские войска вновь вышли к Северскому Донцу. Впервые Славянск был освобождён 17 февраля 1943г., однако в течение недели под напором превосходящих сил противника советским войскам пришлось оставить территорию центра города, а 3 марта – Славкурорт. Бои за город были трудными и длились со 2 января, когда советским войскам удалось ворваться на северо-восточную окраину города и в Соболевку. Особенно пострадал во время войны Славкурорт, территория которого зимой-весной 1942г. и в 1943г. 7 раз переходила из рук в руки. Так, в начале февраля 1943г. небольшой группе советских бойцов удалось закрепиться в водонапорной башне Славкурорта, но они попали в окружение и были взорваны в башне. В конце февраля советские войска несколько раз попадали в окружение на территории Славкурорта.
Окончательно Славянск был освобождён лишь 6 сентября 1943г. Первым делом, в городе были восстановлены хлебопекарни, давшие хлеб населению уже на второй день. Через 5 дней после освобождения в город начала поступать питьевая вода. Вокзал ст.Славянск оказался полностью разрушенным, и новое здание пришлось строить в стороне от старого. В 1945г. в городе открылось конструкторское бюро коксохимического машиностроения – Славянск стал не только промышленным, но и научным центром. В 1948г. начала работу мебельная фабрика. К началу 50-х гг. промышленные предприятия города были восстановлены. Отстраивался и курорт: в 1951г. здесь был открыт парк культуры и отдыха с лодочной станцией.
В конце 1951г. начато строительство Славянской ГРЭС (Николаевка) мощностью 100 МВт и её подъездного пути с конечной станцией на территории ГРЭС — Электрическая. Последний, если брать ответвление в целом, начал строиться от разъезда 25 км (нынешний Машчермет) незадолго до войны, однако в конце 30-х гг. он заканчивался путевым развитием новосодового завода. Первый ток новая электростанция дала в 1954г., а в 1967г. был сдан в эксплуатацию новый энергоблок. В результате модернизации, мощность электростанции в 1982г. повысилась до 2100 МВт. В 1952г. начал работу маслоэкстрактовый завод масложиркомбината. Летом этого же года открылось регулярное сообщение в Харьков и Ростов. В 1954г. на базе учительского института, работающего с 1939г., был основан Славянский пединститут. В 1955-1957гг. была построена первая очередь канала Северский Донец – Донбасс. В 1956г. начало свою работу специальное конструкторское бюро по изоляторам и арматуре, а в районе станции Славянск-Ветка начато строительство нового асфальтобетонного завода.
В 50-60-х гг. в районе Соль-Заводов начали проваливаться здания и пристройки. Так, есть данные о том, что в 50-х гг. под землю ушёл дом с живностью. Правда, подобное случалось и ранее: по бытующей гипотезе озеро Репное образовалось ещё при Петре I в результате проседания почвы, а Вейсовое – в результате провала с последующим проседанием почвы. Некоторые исследователи считали впадину Вейсового озера бывшей шахтой для добычи рассола. Озеро Левадное (наполовину солёное) в результате колебаний земной коры из года в год перемещается на 10-15 см. Согласно легенде, безымянное озеро между Вейсовым и автодорогой на солезавод № 1, - это результат ухода одного из солезаводов под землю ещё до Великой Отечественной войны. Говорят, что в те времена можно было нырнуть и достать до заводской трубы.
Кроме того, в 1964г. в Славянске произошло сильное наводнение из-за прорыва плотины на Торце. Были подтоплены, а частично – разрушены жильё, дороги. Больше всего пострадали район Машчермета, Колонтаевки. Было подтоплено 12 предприятий; в районе посёлка Коксохиммаша разрушена больница, а в районе новосодового завода – затоплен магазин № 2. Тогда из резерва Совета Министров СССР на ликвидацию последствий наводнения было выделено 600 тыс. руб. По расследованию причин провалов строений в городе, здесь работала комиссия из столицы. Было решено, что провалы в подземные пустоты образовались из-за трещин в земной коре, образовавшихся в результате колебаний от проходящих составов. Трещины же связывали с возникновением пустот, возникших в результате отбора рапы, а также с наличием под городом подземной речки и озера.
Поэтому, в январе 1966г. было решено свернуть железнодорожное сообщение севернее ст.Славянск-Ветка. Официальная причина закрытия Ветки - реконструкция ливневой канализации по ул.Свердлова и Юных Коммунаров. Правда, к этому времени по городу начали курсировать автобусы (в 1955г. стал постоянно функционировать городской автовокзал, от которого отправлялись 18 автобусов и 18 такси). Сразу же был сокращён маршрут пригородного поезда до Славянск-Ветки – до остановки на арматурно-изоляторном заводе. При этом, железнодорожные пути от Славянск-Ветки до Соль-Заводов и Рапной оказались заброшенными, частично – демонтированными (участок Славянск-Ветка - Соль-Заводы был демонтирован в 1966-1970гг., а подъездные пути севернее - в конце 90-х гг.). Территорию ст.Славянск-Ветка намного уменьшили, а соответствующая промзона в районе автовокзала (толевый завод, междугородний автовокзал открыли в 1966г.) была ликвидирована, - на её месте разбит сквер. Хотя формально Славянск-Ветка существует и сейчас.
В 1962г. в городе проживало ок. 86 тыс. жителей. В этом году был построен новый железобетонный мост через Торец. С 1974г. в Славянске работает краеведческий музей. В 70-е гг. были созданы музейные комнаты в каждой школе города. В 1976г. была сдана в эксплуатацию первая троллейбусная линия между Славянском и Славкурортом. В 80-е гг. в Славянске действовали: арматурно-изоляторный завод, заводы строительных машин, высоковольтных изоляторов, строительных материалов, тяжёлого машиностроения, керамический, солевый и масложировой комбинаты, ПО «Химпром», мебельная, швейная и карандашная фабрики и т.д. В 1983г. в Славянске проживало 142 тыс. человек. Позже начался постепенный спад численности населения, и уже в 1990г. в городе осталось 136 тыс. человек.
Помощь промышленным предприятиям по механизации и автоматизации производства оказывали: конструкторское бюро коксохимического машиностроения (Гипрококс), специальное конструкторско-технологическое бюро по изоляторам и арматуре (НИИ высоких напряжений), филиалы «Электропромпроекта», институт металлургического машиностроения (ВНИИМетмаш). Из учебных заведений работали пединститут, филиал заочного политехнического института, химико-механический, энергостроительный, сельскохозяйственный, железнодорожный техникумы, училище гражданской авиации, 7 ПТУ и 34 средние школы.
С обретением Украиной независимости, советская система народного хозяйства была разрушена. Закрылись керамический, содовый заводы, карандашная фабрика, на грани закрытия оказался солезавод. Остальные предприятия, в большей или меньшей мере, сократили объёмы производства. Как результат постперестроечной депрессии – уменьшение численности населения в городе к 2004г. до 125 тыс. человек. К концу 90-х гг. темпы спада производства начали падать, и появились предпосылки выхода города из кризиса, который продолжается до сих пор. В 2000г. в Славянске на курорте был открыт бювет минеральной воды. Однако, промышленность постепенно начала подниматься из состояния депрессии – в 2005г. в Славянске открыты два керамических завода.
Резко сократился объём пассажирских перевозок по железной дороге. В 1996 и 2007гг. произведены массовые отмены пригородных поездов. Первые отмены произошли из-за дефицита дизтоплива, вызванного распадом СССР, плавно переросшего в кризис нехватки подвижного состава. Тогда был отменён пригородный поезд Славянск – Электрическая, ходивший 3 раза в день (от ст.Славянск – в 5, 14 и 17 часов). До отмены, на подъездном пути Славянской ГРЭС от Машчермета существовало 7 остановок: Масложиркомбинат, Новосодовый, Химпром, Семёновка, Совхоз им.Шевченко, Высокоивановка, Электрическая (конечная). Вторая массовая отмена произошла вследствие снижения пассажиропотока из-за массового внедрения автобусных перевозок на пригородных и междугородних маршрутах. Не выходит из постперестроечного пике и горэлектротранспорт: в новое тысячелетие город вошёл с 4 троллейбусными маршрутами, из которых ныне работают 2-3. На линии от железнодорожного вокзала до курорта (маршрут № 2) работает 1-2 машины. Более-менее сносная ситуация на маршруте № 7 от железнодорожного вокзала по ул.Артёма.

Список источников
1.Богомаз Т. По славянской «ветке» в 50-е годы прошлого века ходил поезд из 6-7 вагонов. – В газ. «ТВ-плюс», № 49 от 19.07.2007.
2.Булкин С.П., Лазоренко А.И., Миронов М.Е. Книга о Донбассе. Природа. Люди. Дела. – Донецк, 1977.
3.Зандер Л.Я. и др. Город у солёных озёр. – Славянск, 2007.
4.Зандер Л.Я. Послевоенный город. – В газ. «Совет» за апрель-май 2002.
5.История городов и сёл Украинской ССР. Донецкая область. – К., 1976.
6.Оголошення [про дозвіл громаданському населенню Слов’янська відпочивати на курорті]. – В газ. «Донецька газета», № 52 від 4.07.1943.
7.Палий Г.М. Славянск: Путеводитель. – Донецк, 1987.
8.Протоколы сессий Славянского городского Совета депутатов трудящихся. -  С 7-й по 12-ю сессию. – ДОГА, ф. Р-3707, оп.1, д. 246.
9.Скрипник В.П. Славянск: Краткая история города-курортк. – Славянск, 2010.
10.Скрипник В.П., Яковенко В.В. Славянск: История и современность города-курорта. – Славянск, 2001.
11.Скыбенко А.К. Донецкая область: Путеводитель. – Донецк, 2008.
12.Славянск: План города. – К., 2004.
13.Шевелёв В. Строительство железной дороги. – В газ. «Совет», № 1 от 2.01.1999.
14.Шевелёв В. У истоков Славянской железной дороги. – В газ. «Совет», № 98 от 11.12.1999.
В очерке использованы материалы Донецкого музея истории и развития Донецкой железной дороги, Славянского историко-краеведческого музея (отдельное спасибо - научному сотруднику музея В.Ступко), интернет-форума сайта http://s.dn.ua/ и сайта http://slavyansk.inf.ua/, а также материалы из личного архива С.Лукьянова.