И в продолжение весьма грустной темы:
Железную дорогу будут приватизировать по частям
Укрзализныця планирует отделить убыточное пассажирское направление от прибыльного грузового. Это хотят сделать, чтобы продать наиболее доходную часть компании структурам, близким к Ринату Ахметову, Александру Януковичу, Юрию Иванющенко, объясняет директор консалтинговой компании "Инвест-эксперт" Виктор Медвидь, 29 лет.
— Схема простая — убыточную пассажирскую часть, которая сейчас дотируется прибыльными "тяжелыми" перевозками, оставить на содержание государству, — продолжает он. — Тогда как грузовые вагоны по договорам аренды будут использовать пять компаний. Прибыль им в карман, а весь груз пассажирской части перебросят на госбюджет, то есть на плечи людей.
Сколько зарабатывает железная дорога?
— У каждой компании есть прибыль — разница между доходами и расходами. Согласно международной отчетности, в прошлом году прибыль Укрзализныци составляла 802 миллиона гривен, что в 2,6 раза меньше, чем в 2011-м. При этом доходы Укрзализныци увеличились на 2,6 процента до 52,7 миллиардов гривен. Доходы немного выросли, а прибыль уменьшилась почти втрое. Это говорит, что внутри компании деньги тратят неэффективно. Понятно, их "съедает" не зарплата работников.
Как приватизируют Укрзализныцю?
— По закону это невозможно. Но в парламенте этот вопрос решат одним голосованием. Схема дерибана стандартна: сначала покажут убыточность предприятия, чтобы дешево оценить, а потом продадут. Правда, Укрзализныця — большой объект. Купить ее за один раз трудно. Поэтому сначала продадут вагоны. Потом могут выкупить ключевые депо, которые нужны для обслуживания этих вагонов. А само железнодорожное полотно, которое требует колоссальных расходов на обслуживание, останется в собственности государства. Колеями будут пользоваться, как автоперевозчики пользуются обычными дорогами.
Железную дорогу необходимо приватизировать?
— Теоретически в частном владельце ничего плохого нет. Но с учетом того, как непрозрачно и запутанно работает Укрзализныця, сколько там засекреченных документов, проводить ее приватизацию нельзя. Необходимо привести компанию в порядок — заказать международный аудит, провести структуризацию, выяснить, какие части убыточны, какие прибыльны, как формируют тарифы. На сегодня полных объективных данных ни у кого нет.
Что изменится для пассажиров, если грузовое направление Укрзализныци выделят?
— Когда министром транспорта в оранжевом правительстве стал Евгений Червоненко, он сразу поднял тарифы на пассажирские перевозки. Сказал, мы поднимаем цены и сразу улучшим качество услуг. Цену подняли, а качество осталось старым. И это длится доныне. Так будет и теперь.
Насколько подорожает проезд?
— При нормальном управлении можно вывести пассажирские перевозки в нулевую рентабельность и цены на билеты не поднимать. Тогда за 10 лет можно полностью обновить состав железнодорожного транспорта. Конечно, если заказывать серийное производство вагонов на наших заводах, а не покупать "Хюндаи". Однако на сегодня руководство компании не заинтересовано в уменьшении расходов, потому что в Укрзализныце много бюрократических надстроек и коррупционных схем. Определенные предприятия обогащаются через обслуживание вагонов, поставки запчастей. Административные расходы растут, хотя должны были бы падать. Поэтому будут поднимать стоимость проезда, как пожелают.
Инвестор может приобрести пассажирскую часть и довести ее до ума?
— Как показывает опыт, такого счастья в Украине не бывает. Только вырастет тариф. Если посмотрим на предприятия, которые приватизировали, то капитальных инвестиций не делает практически никто. Все работают с учетом того, что нет уверенности в завтрашнем дне. Поэтому в короткие сроки выжимают из предприятия все возможное.
Джерело: <a href="http://gazeta.ua/ru/articles/ukraine-newspaper/_zheleznuyu-dorogu-budut-privatizirovat-po-chastyam/504759">Gazeta.ua</a>
http://gazeta.ua/ru/articles/ukraine-ne … yam/504759