Статья П. Белицкого (Pabel):

ФЕРРОЭКВИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ ИЛИ ПЕРВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В РАБОЧЕМ ПОЕЗДЕ КРАСНОАРМЕЙСК - ДУБОВО "ФЕРРОМАНИЯ НА КОЛЕСАХ": ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - ИНТРО

INTRO

  О поезде Красноармейск - Дубово я уже упоминал неоднократно, в основном - дабы полить руководство Донецкой ЖД грязищей. Жестоко, но справедливо. А как еще быть, если ранее на участке Красноармейск - Дубово было 4 пары пригородных поездов, не считая 3 пар из Красноармейска на Доброполье, багажного вагона в утренней паре и прицепного вагона к утреннему Дубовскому поезду до Легендарной, а сейчас осталась одна пара РАБОЧИХ поездов Красноармейск - Золотые Пруды и одна пара РАБОЧИХ поездов Красноармейск - Дубово? Кстати, на Доброполье тоже одни рабочие... Целенаправленное умышленное уменьшение (я бы сказал, истребление) пассажиропотока! Ведь до 1996 г. было все так красиво: поезд обслуживал пассажиров Харьковского направления, среди которых половина были студенты, а половина ехали на рынок. Кроме того, было колоссальное местное движение из Александровского района в Красноармейск и обратно - график всех четырех пар был максимально приспособлен под пассажиропоток. Об этом я уже замечал в истории закрытия пригородного сообщения на линии и у себя на домашней странице.

  На протяжении 1996 - 2007 гг. творилось то, к чему можно подобрать массу нехороших определений, самым мягким из которых будет "саботаж Донецкой ЖД пригородного ЖД-сообщения". Сначала отменили "ночную" пару (из Красноармейска - в 22.25, из Дубово - в 3.00) в связи с недостаточным пассажиропотоком из Красноармейска в сторону Дубово. О том, что обратный рейс подбирал всех, кто ехал на работу, учебу или на рынок в Красноармейск из глуши Добропольского и Александровского районов - никто не подумал. В 1999 г. "зарезали" вечернюю пару Кураховка - Красноармейск - Дубово (из Красноармейска на Дубово в 18.40, из Дубово - в 21.50), которая в Дубово везла в основном клиентов Харьковских рынков, но обратно шла пустая. Поскольку график пригородных поездов Кураховского назначения не корректировали, назначить график поезда Красноармейск - Дубово из Красноармейска в 18.40, а из Дубово - в 3.00 (чтобы били "и волки сыты, и овцы целы"), в конце 90-х гг. не было технической возможности. После того, как отмены коснулись поездов на Кураховку, график поездов Красноармейск - Дубово не скорректировали.

  Но пассажиропоток еще не снижался. Люди на что-то надеялись. В 1996-2000 гг. страну охватил топливный кризис, плавно перешедший в кризис подвижного состава. Тогда эти отмены смотрелись как нелепое недоразумение: станет лучше - восстановят. Лучше стало, но восстанавливать не собирались. А события 2001 г. вообще ни в какие ворота не лезут! Тогда ковыряли участок Красноармейск - Мерцалово, а в графике были 2 пары пригородных поездов Красноармейск - Дубово (отправление из Красноармейска в 6.20 и 15.50) плюс прицепной вагон к утренней паре до Легендарной, который на обратном пути возвращался в Красноармейск как отдельный пригородный. На время ремонта был введен следующий график основного состава: 6.20 Красноармейск - 9.15/9.45 Дубово - 11.35/16.25 Мерцалово - 18.50/19.15 Дубово - 22.10 Красноармейск. То, что отменен заезд поезда в Красноармейск, т.е. фактически отсутствует самая востребованная пара в графике, взбудоражило многих, и донецкая ЖД "выручила" несчастных пассажиров: установила курсирование прицепного вагона Красноармейск - Мерцалово, прицепляемого затем к Дубовскому составу.

  Такие инновации вызвали неизбежную давку в прицепном вагоне. Помнится такая зарисовка из моего студенчества: забитый вагон с населенностью стоячих мест 5-6 человек на кв. метр, сидячие, естественно все заняты. Я с трудом пробираюсь к выходу, но тамбур забит не менее, чем проход в поезде. Проводница пытается открыть дверь, т.к. поезд прибыл на ст. Родинская (мой пункт назначения в 1995-2002 гг.), у нее ничего не получается - рукой некуда дергать, т.к. кругом тела терпеливых пассажиров. Наконец у проводницы появилось возможность дернуть дверь, но от резкого дерганья дверь придавила проводнице (пардон за интимные подробности) грудь. СтОит ли говорить после этого, что окончательно открывать дверь пришлось пассажирам? Руку на отсечение даю, что эта эпопея навсегда запомнилась многим пассажирам, и при первой же возможности они начали "линять" на автобусы и маршрутки Александровско-Лозовского направления! А тогда окончание ремонта многими было воспринято как благо, и в 2001-2007 гг. на участке наступило затишье. По крайней мере, как тогда казалось...

  Люди, начиная с 2002-2003 гг., массово "пересаживались" на шинокопытный транспорт. Он был быстрее (хоть и дороже), и ходил чаще. Кроме того, он обеспечивал связь Александровки с Добропольем, чего не делал пригородный ЖД-транспорт с середины 80-х гг. С 1997 по 2007 гг. количество рейсов автобусов и маршруток на Добропольско-Александровском направлении увеличилось в 7 раз, а поездов - уменьшилось в 2 раза. Подливало масло в огонь отношение Донецкой ЖД к пассажирам в плане обеспечения пересадок в пригородном ЖД-сообщении. К примеру, начиная с 1996 г. утренний поезд Красноармейск - Дубово отправлялся из Красноармейска в 6.20, а электропоезд из Донецка, который мог быть потенциальным "наполнителем" Дубовского "экспресса" пассажирами, прибывал в Красноармейск в 6.25...6.35. Издевательство, да и только! Еще пример: электропоезд на Донецк отправлялся из Красноармейска в 15.15, а потенциальный его "клиент" из Дубово - Легендарной прибывал в 15.25...15.40! Что нужно при пятиминутном опоздании? Ждать следующего поезда нужного направления... от 3 до 10 часов!..

  Мне пришлось поездить в поездах данного направления в 1995-2003 гг., лицезреть пик пассажиропотока в них. Такому пику было множество причин, основная из которых - малое количество авторейсов вплоть до 2001 г. Населенность вагонов ЦМО составляла в разные времена от 70 до 200 %. Даже в 2004 г. пассажиропоток, не смотря на все издевательства руководства Донецкой ЖД, был относительно высоким: от Красноармейска до Легендарной - Александровки - в среднем 50 %, а далее до Дубово - ок. 20-30 %. И это при обилии автобусов и маршруток! Не думаю, что за 3 года он изменился в сторону уменьшения более 10 %! Однако, в марте 2007 г. уменьшается составность поездов Красноармейск - Дубово с 2 до 1 вагона ЦМО, а так же отменяется утренняя пара Красноармейск - Дубово. Прицепной вагон до Легендарной продолжает курсировать по своему графику в качестве отдельного пригородного поезда. Вместо того, чтобы пересмотреть график движения поездов, назначить удобные пресадки на пригородные поезда Донецкого направления, учесть суточную миграцию населения на данном направлении, начали "убивать" то, что осталось!

  В июне 2007 г. изменяют график курсирования последней оставшейся пары пригородных поездов Красноармейск - Дубово - переносят время отправления из Красноармейска с 16.05 на 12.50. Т.е. приподносят пассажиру, следующему в Харьков, удовольствие в виде увеличения времени пересадки по Дубово с получаса до почти 4 часов! Вероятно, пару приспособили под перевозки ремонтников - с лета 2007 г. начались ремонты пути на участке Мерцалово - Родинская. Но пассажиры оказались на редкость требовательными (наконец-то) и отказались от таких услуг со стороны Донецкой ЖД. С 1.08.07 г. пригородные поезда Красноармейск - Легендарная и Красноармейск - Дубово отменены в связи с недостаточным пассажиропотоком, а с 21.09.07 восстановлены, причем утренняя пара снова ходила до Дубово. Однако, это не спасло пригородное сообщение от окончательного уничтожения, которое наступило 21.11.07. Руководство Донецкой ЖД добилось своего - "сбросило балласт" в виде эксплуатационных расходов на перевозку в основном льготников по линии Красноармейск - Дубово. А кому еще нужны транспортные услуги, предоставленные по-хамски?

  В 2008 г. на линии Красноармейск - Дубово ходят рабочие поезда: до лета утром из Красноармейска ходит поезд до Легендарной, а после полудня - до Дубово. Летом утренняя пара продлена до Золотых Прудов. Поскольку рейсового ЖД-сообщения по линии нет, то доступ в вагон открыт любым пассажирам. Плата за проезд в поезде колеблется от 1 до 5 грн. Поезд идет диспетчерским ходом, т.е. служебного расписания не придерживается. Возможны опережения графика и значительные опоздания; на вокзал лучше приходить за полчаса от времени, указанного в служебке. Так же были замечены опоздания поезда в 1,5 часа от графика. Обязательны остановки только на станциях Родинская, Мерцалово, Легендарная и Золотые Пруды, на остальных остановочных пунктах - остановка по требованию или при наличии пассажиров. Средняя скорость состава на участке Мерцалово - Дубово не превышает 20 км/ч. Графика движения поезда не найти в вокзальных расписаниях, рейсы не объявляются по ст. Красноармейск и Дубово; этот факт делает рабочий поезд "поездом-призраком", о существовании которого многим неизвестно. Но он ЕСТЬ!

  Попытки обкатать участок Красноармейск - Дубово начались еще до первой отмены пригородных поездов на данном направлении в 2007 г. Как только отменили утреннюю пару, оставив от нее лишь прицепной вагон до Легендарной, я высказал идею поездки по линии. Решил сделать поездку в День своего Рожденья, но народец неохотно соглашался на поездку, - ведь Пасха и лето на носу! Пришлось перенести поездку на неопределенный срок. После того, как я заметил "глобальные" изменения в графике последней пары, я решил подождать до осени, рассчитывая на то, что к этому времени график "утрясется". Но с августа 2007 г. произошла отмена поездов, и я уж думал, что придется похоронить эту идею. Я тогда не знал о существовании рабочих поездов. В связи с личной занятостью пропустил и 2 месяца "реинкарнации" пригородного сообщения, с сентября по ноябрь. А в ноябре - опять расстройство... Пришлось даже поиграть в переписку с "Укрзализныцей" - имеется 2 ответа из ее Управления, как и по одному ответу от Южной и Донецкой ЖД. Везде одно и то же: пригородные перевозки убыточны, и поэтому... Мрак!

  Но весной 2008 г. узнал о существовании рабочих поездов со свободным в них доступом. До лета ходили еще Красноармейские, обшарпанные вагоны, но ходили! А 13.06.08 состоялась моя пробная поездка в таком поезде (уже с обновленным вагоном Донецкого депо) от Красноармейска до Родинской, в которой я узнал основные подробности проезда в поезде-призраке и о перспективах ремонта участков данного направления. Первая дата поездки была назначена на 27.07.08, но когда я с женой и дочерью вышел из поезда по Красноармейску, никого там не было и никто мне не звонил на мобильник. Пришлось ехать восвояси и переносить встречу на 22.11.08, предварительно встряхнув множество форумов ЖД-направления. Благодаря поддержке ребят, сторонников восстановления пригородного ЖД-сообщения в Добропольском районе, и моих коллег по июньской встрече в Краматорской агломерации, "родилась" группа "Красноармейск - Доброполье - Дубово" на http://vkontakte.ru/ и дата встречи, на которую откликнулись 20 человек. Однако, в ноябре стало понятно, что многолюдностью встреча не будет отличаться. Ну да ладно!