Поездка из столицы Украины в столицу России может сократиться до шести часов
Фото: Владислав Лоншаков / Коммерсантъ
Между Киевом и Москвой планируется организовать скоростное движение — время в пути может сократиться с нынешних 9-13 часов минимум до шести. Переговоры об этом должны пройти в этом году между правительствами двух стран, сказано в опубликованном вчера национальном плане действий на 2013 год. Проект может составить конкуренцию воздушному сообщению, ведь сейчас маршрут Киев—Москва — самое популярное авианаправление, считают эксперты.
К ноябрю этого года Министерство инфраструктуры должно провести переговоры с правительством РФ о введении скоростного железнодорожного сообщения по маршруту Киев—Москва. Это предусмотрено национальным планом действий на 2013 год по внедрению программы экономических реформ на 2010-2014 годы, опубликованном вчера на сайте президента Виктора Януковича. Стороны должны обсудить целесообразность проекта и определить источники его финансирования. Ответственные за этот проект — премьер-министр Николай Азаров, министерство инфраструктуры и "Укрзализныця", говорится в документе.
Проекта скоростного движения еще нет. "Это план на перспективу. Если стороны согласятся его реализовывать, будут проведены соответствующие расчеты",— уточнил координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Александр Кава. "Предпосылки для проекта есть — в прошлом году авиакомпании перевезли на этом маршруте 930 тыс. человек, увеличив перевозки на 20%, а железные дороги — 1,2 млн человек",— отметил господин Кава.
Получить комментарий РЖД вчера не удалось. Однако в монополии давно говорят об организации скоростного движения между Москвой и Киевом. На сайте РЖД отмечается, что маршрут Москва—Киев является стратегическим направлением для дальнейшего развития высокоскоростного движения. А с прошлого года РЖД также обсуждает с "Укрзализныцей" вариант введения на маршрут испанских скоростных поездов Talgo.
Сейчас могут рассматриваться два варианта организации сообщения, рассказывает Александр Кава: модернизация существующей железнодорожной ветки или строительство новой высокоскоростной линии. Нынешний маршрут (Киев—Конотоп—Брянск—Москва) составляет около 860 км. А длина предполагаемого нового (Киев—Чернигов—Брянск—Калуга—Москва) — около 760 км, из которых на территорию России — около 500 км.
Стоимость проекта по строительству отдельной железнодорожной ветки может составить порядка $12 млрд, считает Александр Кава. Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк оценивает инвестиции еще выше — $19-22 млрд из расчета $25-30 млн за км. На данном этапе эксперты не смогли оценить стоимость модернизации. Однако в любом случае строительство новой ветки — это слишком дорогой проект, и в ближайшее время Россия на него не пойдет, считает глава российского агентства "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. По его словам, сейчас единственным окупаемым проектом скоростного движения в России и СНГ является направление Москва—Санкт-Петербург (поезда "Сапсан"). "И то благодаря использованию существующей инфраструктуры. Однако для этого на линии пришлось остановить движение грузовых поездов, а также модернизировать инфраструктуру, которая до сих пор находится под очень большим давлением — поезда "Сапсан" очень быстро изнашиваются. Все это потребовало больших инвестиций",— рассказывает господин Бурмистров.
Поэтому скорее всего на первом этапе речь будет идти о проекте скоростного движения с использованием существующей инфраструктуры, который будет окупаемым, считает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. "Стоимость организации высокоскоростного движения чрезвычайно высока. Я не вижу, откуда РЖД и УЗ могут взять такие деньги при отсутствии обычного скоростного движения",— добавляет эксперт.
При модернизации существующей линии можно будет добиться максимальной скорости в 200-220 км/ч и минимум шести часов в пути, что может ограничить грузовой трафик на маршруте. Сейчас путь из Москвы до Киева составляет 9-13 часов. "Шесть часов — неконкурентное время в пути: слишком мало для ночного путешествия и слишком долго для дневного. Чтобы конкурировать с авиацией, время в пути не должно превышать 3-3,5 часов, что соответствует средней скорости 250 км в час",— считает Александр Кава. Но Сергей Вовк напоминает, что пассажиры, которые регулярно путешествуют в Москву, очень недовольны перегруженными московскими аэропортами, из которых еще и сложно добраться до Москвы. "Поэтому даже шестичасовое железнодорожное сообщение на этом направлении может стать окупаемым",— считает эксперт.