Гройсман подтвердил переход "Укрзализныци" под управление правительства
25 января 2017, 14:30
На заседании правительства министр инфраструктуры Владимир Омелян раскритиковал кадровую политику главы "Укрзализныци" Войцеха Балчуна и его контакты с украинскими политиками. Однако руководителя УЗ поддержал премьер-министр Владимир Гройсман, который порекомендовал не вешать на нового руководителя проблемы 20-летней давности и отказаться от личных распрей
Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что подпишет постановление о переводе ПАО "Укрзализныця" (УЗ) под управление правительства. Таким образом он подытожил публичный конфликт между министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и главой "Укрзализныци" Войцехом Балчуном.
На заседании правительства Балчун и глава наблюдательного совета УЗ Евгений Кравцов отчитывались о работе компании в 2016 году. После доклада представителей компании министр инфраструктуры Омелян обратил внимание на ряд провалов в работе руководства компании: кадры, закупки вагонов вместо строительства на собственных заводах и проигрыш судебных споров на 2 млрд грн.
Но во время обсуждения премьер-министр Гройсман поддержал новый менеджмент и публично усомнился в профессиональности суждений министра инфраструктуры.
Отчет руководителей
Балчун подчеркнул, что 2016 год был специфичным — новое правление фактически отвечало только за половину года. Он больше сосредоточился на планах компании в 2017 году.
В частности, глава УЗ пообещал направить на ремонт подвижного состава 9 млрд грн, купить или построить более 9 тыс. грузов вагонов, отремонтировать и модернизировать 33 тыс. грузовых вагонов, купить 50 пассажирских вагонов.
Глава набсовета УЗ Евгений Кравцов также отметил, что год был тяжелым для инфраструктуры и компании — в середине года была тяжелая ситуация с подвижным составов, запчастями, кадровым вопросам. По его словам, в 2016 год акцент сделали на операционных вопросах, 2017 год должны посвятить решению стратегических вопросов.
Кравцов сообщил, что в 2016 году анонсировали строительство вертикально-интегрированной компании на месте "Укрзализныци".
"Сразу скажу — темпы (строительства вертикали — ред.) несколько малы. Мы ожидали, что до конца 2016 года будет построена холдинговая структура. Нам необходимо сконцентрировать на этом в 2017 году. Это должно быть главным приоритетом", — подчеркнул Кравцов.
Глава набсовета назвал переход на закупки через Prozorro первым шагом преодоления коррупции в компании.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман назвал профессиональными доклады Балчуна и Кравцова, и отметил, что планы набсовета и правления абсолютно реальны.
Вице-премьер-министр Павел Розенко заявил, что руководству УЗ стоит избегать простых решений, например, повышения тарифов.
"На мой взгляд, доверия к нынешнему руководству "Укрзализныци" будет выстроена только через отказ от простых решений. Чтобы та борьба с коррупцией, о которой вы говорите, перетекала в качество обслуживания, увеличение подвижного состава и тому подобное", — сказал Розенко.
Он напомнил о сложности объяснения повышения тарифов на энергоносители и подчеркнул, что хотел бы избежать подобной дискуссии о тарифах УЗ.
Позиция министра
Омелян в своем комментарии работы менеджмента УЗ напомнил, что министерство всячески приветствовало и подталкивало УЗ к закупкам техники. "Именно с этой целью тарифы подняли на 15%", — подчеркнул министр.
"Поэтому для меня удивительно размещения заказа на 3 тыс. вагонов через Дарницкий завод, когда УЗ сама может производить вагоны на своих заводах, просто закупив метал, колесные пары", — сетовал Омелян.
Он также усомнился в кадровой политике нового менеджмента. УЗ может позволить себе привлекать лучшие кадры на украинском рынке, но привлекает "каких-то странных офицеров безопасности, которые сейчас уволены".
Омелян упомянул о кредите от KfW, возможность привлечь который УЗ утратила, проигрыше исков на 2 млрд грн и проблемах реструктуризации внешней задолженности.
Прошелся министр и по контактам руководителей УЗ с украинским политикумом.
"У меня вопрос к господину Балчуну: как работается с господином Михальчуком, как хорошо поддерживает господин Дубневич (глава транспортного комитета Верховной Рады — ред.)? Потери от коррупционных действий на 1 млрд грн в 2016 году — это откуда, кто?", — спрашивал министр.
Омелян передал Гройсману факты, которыми располагало Мининфраструктуры для "проведения профессиональной беседы" в присутствии премьера.
Гройсман предложил передать Национальному антикоррупционному бюро данные о злоупотреблениях в УЗ.
"Хотите я подпишу письмо?", — спросил он Омеляна. — "Что-то Вы долго скрывали эту информацию от общества".
Балчун в ответ на критику министра Омеляна заявил, что приехал в Украину работать так, как привык. И пожаловался, что не комфортно работать в таком диалоге с министром.
"Мы как иностранцы вынуждены были познакомиться с действительностью, в которой работает компания. Я не отвечаю за все проигранные дела, которые нам оставили в наследство на $360 млн. Эти дела уже проиграны во всех инстанциях, мы можем только спасать ситуацию только там, где есть шанс", — сетовал Балчун.
По его словам, польская команда работает с теми кадрами и политиками, которые есть. И собственно, Балчун просил о назначении всего двух членов правления — Марека Залесного и Иренеуша Василевского. Остальных, в том числе — Сергея Михальчука, он не назначал.
Поддержал Балчуна и глава набсовета, первый замминистра инфраструктуры Кравцов. Он напомнил, что в 2014 году заводы УЗ работали всего 1-2 дня в неделю, у компании не было денег на закупку топлива. По его словам, 2015 год был выходом из пике, 2016 — тоже был непростым, но стал годом стабилизации.
Реакция премьера
После ответов представителей "Укрзализныци" на критику министра инфраструктуры, премьер Гройсман устроил публичную проверку опыта управления транспортными предприятиями у Балчуна и Омеляна.
В частности, по просьбе премьера Балчун напомнил, что работал в набсовете польской авиакомпании LOT и главой польского грузового ж/д-перевозчика PKP Kargo.
"Владимир, а Вы где работали последние пять лет", — спросил Гройсман министра инфраструктуры.
"Я работал в правительстве Украины после завершения университета. Но, когда у меня не хватает знаний, я привлекаю экспертов", — начал Омелян.
Однако премьер его прервал вопросом: "На каких должностях?" и вынудил перечислить должности Омеляна в Мининфраструктуры, секретариате Кабмина и Минфине.
"То есть у Вас, к превеликому сожалению, нет экспертных знаний для управления железной дорогой?", — спросил Гройсман.
Премьер заявил, что распрями в правительстве заниматься недостойно. Гройсман пообещал подписать постановление о о переводе УЗ под управление правительства. Поскольку, по его мнению, Минифраструктуры должно заниматься регуляторным полем.
"Я очень рад, что "Укрзализныця" не будет заложницей Ваших личных отношений. И решения мы будем принимать здесь, где каждый министр сможет оценить и послушать менеджмент, наблюдательный совет", — заявил премьер.
Он пообещал поддерживать создание новых рабочих мест, строительство новых вагонов, загрузку предприятий УЗ, качественный сервис.
"Не успел Балчун приступить к работе, как ему надели на голову проблему 20 лет — нет вагонов. Что они за два месяца исчезли? Я думаю раньше, возможно, и на Ваших глазах исчезали", — подытожил дискуссию Гройсман.
delo.ua