В Украине ввели тайные ЖД тарифы. "Один вагон, одна дата, а разница в 200 грн"
Научились зарабатывать на праздниках и комфорте, а дешевые билеты пускают в продажу позже
Анастасия Кучкина
17 января 2017, 08:47
Официальное повышение стоимости билетов на поезда откладывается, но «Укрзализныця», судя по всему, нашла способ, чтобы украинцы таки платили больше. При этом значительно: на некоторых направлениях в купе рост цены составил аж 200 грн. Официально заверяют: ничего не пересматривали, а тариф зависит от класса поезда, скорости и расстояния.
Необъяснимая разница
Уже сегодня вечером из Киева в Ивано-Франковск отправится новый ночной поезд, состоящий из вагонов-трансформеров. Правда, проезд в нем не из дешевых — место в купе пассажиру обойдется в 375 грн, в то время как билет на другой поезд, который идет почти на два часа дольше, — 183 грн.
Также на направлении Киев — Ужгород появился новенький поезд №129, который идет на час быстрее остальных, но при этом цена в купе на 200 грн выше: 500 грн против 300 грн в поезде №81. Более того, глава Харьковского профсоюза железнодорожников Александр Абросимов рассказал «Вестям» и вовсе об уникальном случае. Двум пассажирам поезда №132 Харьков — Львов продали билеты в один и тот же вагон на одну и ту же дату с разницей в 200 грн. «Причем никто объяснения этому не может найти», — сказал нам Абросимов.
Источники «Вестей» в одном из отделов пассажирских перевозок «УЗ» говорят, что в первую очередь стоимость поднимают за счет переаттестации класса поезда. «На отремонтированный вагон будут ставить цену, как на трансформер или СВ. Например, харьковскому поезду после модернизации присвоили первый класс, а потом отремонтированные вагоны из этого состава отправили в Киев, а на их место поставили старые. При этом цены в вагоны уже будут как для поезда первого класса. Имея, например, десять вагонов люкс, можно поднять на весь состав поезда цену билетов на 30%», — говорит «Вестям» источник.
Дешевые билеты — позже
Уже несколько лет в «Укрзализныце» действуют коэффициенты, с помощью которых можно повышать цену на поездку или понижать. Например, после всех новогодне-рождественских праздников, с 21 по 31 января, билеты будут дешевле: коэффициент — 0,86, а на праздники он составлял 1,1. Еще дороже билеты на Пасху и майские (коэффициент — 1,04), а на лето железнодорожникам позволено умножать цену билета на 1,07.
Кроме того, дороже билеты продают в пятницу и воскресенье, дешевле — во вторник и среду. Например, согласно сайту бронирования «Укрзализныци», по популярным направлениям в период новогодних праздников оказалось, что цена, в зависимости от дня недели, отличалась на 30–80 грн. Например, в поезде №111О Харьков — Львов на 17 декабря (суббота) верхняя полка в купе стоила 341,17 грн, а билет на 15 декабря (четверг) на 55 грн дешевле — 286,31 грн.
Отличалась стоимость билета даже в соседних вагонах: например, по маршруту №099К Киев — Ужгород одно и то же место, но в разных вагонах можно было купить с разницей в 30 грн.
Но наш источник в ведомстве говорит, что и на коэффициентах научились уже зарабатывать: «Стоимость билетов зависит еще и от того, за какой период до отправления вы их покупаете. Чем ближе, тем дороже, как в самолетах. Потому билеты нарочно придерживают, и большинство из них попадает в продажу тогда, когда их можно будет продать дороже».
Украина запустит поезд Мукачево - Будапешт уже в этом году
А проводники уверяют: кроме придерживания билетов, прибыль приносит и то, что в продаже раньше оказываются билеты из обновленных вагонов, которые и так дорогие. «Для продажи открывают только четыре вагона из девяти, и их продают полностью. Других вариантов у пассажиров нет, поэтому более дорогие билеты расходятся быстро. А оставшиеся дешевые билеты появляются только утром в день отправления, и вагоны, как правило, остаются полупустыми», — говорит «Вестям» проводница поезда №132 Харьков — Львов Виктория Фисина.
Возвращают себе деньги
Эксперты подтверждают: за счет новых вагонов и ускоренных поездов «УЗ» решила без лишнего поднять стоимость проезда. «За счет того, что модернизированные вагоны идут быстрее других, они удобнее, а потому спрос на них выше. Таким образом «Укрзализныця» возвращает себе деньги. Ключевым будет то, сколько готов платить пассажир за комфортную поездку, и тут «УЗ» будет играть на ценах с оглядкой на другие виды транспорта. Потому что передвигаться на поезде удобнее, чем на автобусе, и дешевле, нежели на самолете», — говорит «Вестям» директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
Житель Запорожья показал снег в вагонах поездов. Фото
Официально в пресс-службе «Укрзализныци» «Вестям» рассказали, что тарифы на перевозку пассажиров зависят от расстояния поездки, типа вагона (плацкарт, купе, люкс, 1-, 2-, 3-й классы), категории поезда (скорый, скоростной, пассажирский). А о других способах тарифообразования им ничего не известно.