10 обложек альбомов, которые стали произведениями искусств
Утилитарный кусок картона, прикрывающий хрупкий винил от царапин, пыли и солнца? Вовсе нет! Конверт альбома давно превратился в самостоятельное художественное высказывание – то есть в настоящее произведение искусства. Что может быть интереснее во время прослушивания любимого диска, чем разглядывать конверт, наполненный яркими визуальными деталями? Самые оригинальные, нетривиальные и изобретательные пластиночные конверты любимы меломанами не меньше, чем музыка, которую они дополняют.
Elvis Presley. Elvis Presley (1956)
За 20 лет до того, как The Clash использовали ту же комбинацию цветов, Элвис Пресли знал, насколько убедительным может быть шрифт в сочетании зеленого и розового. Фото для дебютного альбома звезды было сделано 31 июля 1955 года во время концерта в Тампе, штат Флорида. Снимок молодого артиста, готового покорить мир, мгновенно приковывает к себе внимание, воплощая первородную силу сырого рок-н-ролла. И готовит ничего не подозревавшую Америку середины 50-х к молодёжной культурной революции ещё до того, как игла звукоснимателя коснулась винила. Два десятилетия спустя британские панки The Clash использовали тот же шрифт для обложки своего эпохального альбома London Calling.
The Beatles. Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967)
На запись самого безумного альбома The Beatles, названного Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, ушло 50 тысяч фунтов, почти полгода работы и 700 студийных часов. Для обложки музыканты, одетые в яркие мундиры, сфотографировались 30 марта 1967 года на фоне картонных фигур тех знаменитостей, которых они сами считали для себя важными. На обложке «Сержанта Пеппера» красуются Карл Густав Юнг, Эдгар По, Боб Дилан, Оскар Уайльд, Альберт Эйнштейн, Льюис Кэрролл, Алистер Кроули и другие. На оборотной стороне конверта впервые в истории звукозаписи были помещены тексты песен альбома. Дизайнер, сотворивший это чудо, удостоился высокой чести: в июне 2002 года 70-летний Питер Блейк был посвящен в рыцари Ее величества.
The Velvet Underground. The Velvet Underground & Nico (1969)
Дебютный альбом сумрачных американских анти-хиппи The Velvet Underground не достиг коммерческого успеха, что не помешало ему занять почётное место среди важнейших пластинок в истории рока. По легенде, каждый обладатель заветного винила, который в 1969 году услышал эту странную, мрачную и тягучую музыку, основал собственную группу. На обложке альбома изображен огромный желтый банан с надписью: «Медленно снимай шкурку и смотри». Это работа знаменитого мастера поп-арта Энди Уорхола, который был менеджером и продюсером The Velvet Underground. На ранних изданиях пластинки стикер в виде банана был наклеен на конверт, и под ним обнаруживалось изображение очищенного банана, напечатанное на самом конверте.
The Beatles. Abbey Road (1969)
Куда стремятся все битломаны, попав в Лондон? Конечно, на улицу Эбби-Роуд, ту самую, где находится одноимённая студия и которую The Beatles переходят на обложке своего последнего альбома, названного так же – Abbey Road. Культовая фотоссесия состоялась в жаркий день 8 августа 1969 года. У фотографа было десять минут, чтобы сделать снимок: участок оживленной улицы был специально ради музыкантов перекрыт полицией. По сей день прохожие обожают прохаживаться гуськом по знаменитой «зебре», нервируя лондонских водителей. Пародий знаменитой обложки просто не счесть. Самую известную сделали Red Hot Chili Peppers, пройдясь через дорогу нагишом с носками, надетыми на причинные места.
The Rolling Stones. Sticky Fingers (1971)
Опять Энди Уорхол! На нью-йоркской вечеринке в 1969 году гуру поп-арта между делом намекнул вокалисту The Rolling Stones Мику Джеггеру, что было бы здорово поместить настоящую молнию от джинсов на обложку очередной пластинки. Через год безумная идея была реализована в оформлении альбома Sticky Fingers. Весь конверт заняла фотография плотно прилегающей к бёдрам мужской ширинки – с настоящей застёжкой-молнией, которую можно было расстегивать. Конечно, с таким радикальным оформлением возникли проблемы: при перевозке молния вдавливалась в альбом, царапала винил и пластинки, лежащие в стопке. Кроме скандальной ширинки, на конверте диска впервые красовался новый логотип группы – нахально высунутый алый язык.
Pink Floyd. The Dark Side Of The Moon (1973)
Сюита о рождении, безумии и времени The Dark Side Of The Moon («Темная сторона Луны») в исполнении британских рок-кудесников Pink Floyd давно стала классикой. Обложка диска навсегда вошла в канон современного дизайна. Визионеры студии Hipgnosis поместили на нее призму, преломляющую световой луч (причем для упрощения дизайна из спектра был сознательно удален цвет индиго). На обороте изображена призма, производящая конвергенцию спектра (такого не бывает в природе, но чего не сделаешь ради пущего эффекта!) Помимо роскошного конверта к пластинке прилагались два плаката. На одном были напечатаны концертные снимки группы, на другом – фото пирамид в Гизе, сделанные под полной луной. Участники Pink Floyd настояли на том, чтобы включение плакатов в оформление не повысило цену пластинки.
Bob Marley & The Wailers. Catch A Fire (1973)
Альбом Боба Марли 1973 года Catch A Fire превратил его и его группу The Wailers в звёзд международного масштаба. Под стать названию был и конверт пластинки: всё пространство обложки занимало изображение зажигалки Zippo. Но и это еще не все. Верхняя часть картонной зажигалки откидывалась, как у настоящего прикуривателя, открывая саму пластинку. Конечно, производство такой обложки обошлось недёшево, ведь соединять два элемента «зажигалки» приходилось вручную. Поэтому оформить таким образом весь тираж пластинки не удалось. В обложке-«зажигалке» вышли только первые 20 тысяч копий. Дальнейшие допечатки были упакованы в обычный конверт с крупным портретом Боба Марли, курящего огромный косяк.
Pink Floyd. Animals (1977)
Десятый альбом Pink Floyd носит название Animals, то бишь «Животные». Идею для оформления диска оформил бас-гитарист Роджер Уотерс. Он каждый день ездил мимо лондонской электростанции Баттерси и предложил снять на обложку именно ее. Однако здания оказалось мало. Альбом ведь назывался «Животные», так что нужно было вписать в конверт какое-нибудь зверье. Была заказана надувная свинья высотой 10 метров. Ее надули гелием и пустили в небо над станцией. Не с первого раза, но нужное фото было сделано. В один из дублей свинья улетела в графство Кент и распугала коров одного фермера. Взбешенный аграрий не знал, что участвует в создании одной из самых выдающихся пластиночных обложек в истории!
Nirvana. Nevermind (1991)
Есть ли что-нибудь более панковское, чем поместить мужские гениталии на обложку альбома? Nirvana сделали именно это, правда, моделью для них послужил ребёнок, плавающий в бассейне. Спорную обложку альбома Nevermind можно воспринять в качестве аллегории погони за всемогущим долларом, но на самом деле (если верить арт-директору Geffen Records Роберту Фишеру) это лишь результат увлечения Курта Кобейна документальным фильмом о подводном рождении. Каждые пять лет или около того тот самый мальчик (в 1991 году – четырёхмесячный Спенсер Элден) воссоздает обложку для потомков, а дизайн обложки Nevermind вдохновил бесконечное количество пародий и трибьютов, среди которых отметился даже Гомер Симпсон.
Blur. Think Tank (2003)
Для оформления обложки седьмого альбома герои брит-попа Blur задействовали таинственного (на тот момент) стрит-арт художника Бэнкси, чьи остроумные трафаретные работы покрывают стены по всему миру от его родного Бристоля до Палестины и Лос-Анджелеса. Для проекта Think Tank Бэнкси изобразил на стенах и дверях Лондона серию граффити, которые немного отличаются от того, что обычно ожидает от него аудитория. В этих работах нет провокационных сообщений, а их героями являются дети и романтические пары. Правда, все они носят на головах громоздкие водолазные шлемы. Верный своим принципам Бэнкси не взял денег за работу, но в 2007 году оригинал обложки был продан на аукционе за 75 тысяч фунтов.
Источник: https://kudago.com/all/list/10-album-covers-as-art/