Что будет с электротранспортом в Украине?
Президент Украины Виктор Янукович ветировал принятый коалицией закон о снижении стоимости электроэнергии для городского электротранспорта втрое – до 0,25 грн/кВт•ч. В Партии регионов считают, что теперь Верховная рада обязана ввести адресную помощь для льготников. Чтобы решить финансовые проблемы транспортных компаний, участники рынка предлагают сократить количество льгот и повысить стоимость проезда.
Вчера президент Виктор Янукович вернул в парламент законопроект #2486 с поправками в закон "О городском электротранспорте", который 1 июля приняли депутаты коалиции. Документ позволял предприятиям городского электротранспорта (метрополитен, трамваи, троллейбусы) оплачивать электроэнергию по тарифу для населения – 0,2483 грн/кВт•ч. Сейчас они рассчитываются за потребленную электроэнергию по тарифу для юридических лиц – 0,83 грн/кВт•ч, рассказал Ъ директор предприятия "Донэлектроавтотранс" Владимир Захаров.
Льготный тариф, согласно ст. 18 закона, действовал лишь в 2004-2007 годах. В мае 2008-го представители всех парламентских фракций предложили бессрочно уравнять коммунальные электротранспортные предприятия с бытовыми потребителями. При годовом потреблении 1 млрд кВт•ч оплата электроэнергии по льготному тарифу позволяла бы предприятиям сэкономить более 106 млн грн в год, объяснялось в пояснительной записке к законопроекту. Убытки энергокомпаний должен был компенсировать Кабмин. Президент поручил министру по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Юрию Хивричу представить депутатам свои замечания. Впрочем, вчера получить комментарий министра Ъ не удалось – в пресс-службе МинЖКХ сказали, что он находится на правительственном совещании и готовится к брифингу, посвященному изменениям тарифной политики.
По данным МинЖКХ, в I квартале убытки предприятий городского электротранспорта составили 164,5 млн грн, доходы сократились на 3%, до 324,5 млн грн (в том числе от продажи билетов – на 5%, до 144 млн грн; субвенции из госбюджета уменьшились на 4%, до 75,9 млн грн, но выросли – из местных бюджетов – на 37%, до 110,6 млн грн). При этом 65% из 461 млн пассажиров электротранспорта имеют право на бесплатный проезд.
Участники рынка считают, что введение льготного тарифа не спасет отрасль. "Более 80% материально-технической базы нуждается в реконструкции, и наш устаревший транспорт потребляет огромное количество электроэнергии. Кроме того, у местного бюджета есть серьезная проблема с выплатой субвенций",– рассказал Владимир Захаров. Директор КП "Днепрэлектротранс" Владимир Карпенко предлагает увеличить стоимость проезда: "Необходимо, чтобы стоимость перевозки покрывала затраты предприятий на электроэнергию и обслуживание транспорта. Нужно также сократить льготы и ужесточить контроль за оплатой проезда".
В Партии регионов поддержали решение Виктора Януковича. "Вето президента станет стимулом для парламентариев ввести адресную систему социальной защиты. Это позволит сократить количество льготников за счет дотаций для конкретных категорий граждан. Такая система используется в европейских странах и недавно введена в России",– говорит советник президента, народный депутат Анатолий Кинах. По мнению экс-министра по вопросам ЖКХ Алексея Кучеренко, если уравнять бытовых потребителей и электротранспорт, финансовая нагрузка на промышленные предприятия существенно возрастет. "Изменить ситуацию необходимо за счет введения системы учета потребляемой энергии, сокращения количества льготников, установки учетно-электронных систем контроля за пассажирами, а также увеличения стоимости проезда",– считает он.
Представители оппозиции удивлены тем, что решения президента и коалиции противоречат друг другу, и опасаются, что отказ от предоставления льготных тарифов для предприятий городского электротранспорта приведет к их остановке. "Мы все понимаем, что ситуацию необходимо решать путем введения адресной помощи. Но пока этого нет, представители всех фракций решили пойти на такую меру, чтобы поддержать убыточные предприятия и ввести льготный тариф хотя бы на несколько лет. Отмена этого законопроекта приведет к тому, что предприятия не смогут погасить долг за электроэнергию и нарастят свои убытки. Это может закончиться тем, что в стране остановятся троллейбусы и трамваи",– считает заместитель главы комитета Верховной рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и регионального развития Юрий Сербин (БЮТ).
Мария Цатурян
Источник: http://gortransport.org/articles/analit … 70710.html