Код доступа: талоны на проезд в общественном транспорте заменят электронным билетом
В Украине намерены отказаться от бумажных билетов и оплачивать проезд в общественном транспорте бесконтактно - с помощью электронной карты. Эту инициативу Верховная Рада уже поддержала в первом чтении. Если закон все же будет принят, то для внедрения новой системы оплаты муниципалитетам потребуется около 100 млн евро для установки специального оборудования в трамваях, троллейбусах, метро и маршрутках. Местные власти обещают, что с введением новой системы стоимость проезда не увеличится, поскольку благодаря ей появится возможность вести четкий учет пассажиров и вывести из тени сегмент перевозок. Подробности в материале РБК-Украина.
Электронная плата
Народные депутаты намерены изменить систему оплаты за проезд в общественном транспорте и ввести для пассажиров электронные билеты. Законопроект №4121, авторами которого являются 14 народных депутатов, в прошлый четверг, 17 ноября, Верховная Рада одобрила в первом чтении. Если законопроект пройдет, то спустя три месяца после вступления его в силу, украинцы смогут рассчитываться за проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, метрополитене и маршрутных такси электронными картами. Для этого пассажиру не надо будет покупать бумажный билет или жетон, а достаточно приобрести накопительную карточку, деньги с которой будут списываться в начале поездки в специальных терминалах, установленных в общественном транспорте.
Как будут выглядеть карточки и какое оборудование для их считывания необходимо, местные власти будут решать самостоятельно. Муниципалитеты также будут регулировать, останутся ли в наличии бумажные билеты, и в каком виде транспорта будут действовать электронные. Похожая система уже работает, к примеру, в киевском метрополитене. "К примеру, такая система действует в Барселоне и в Берлине. Во многих европейских городах можно купить карту, которой можно рассчитываться за проезд в разных видах транспорта. В Киеве пока такой возможности нет", - напоминает советник начальника КП “Киевский метрополитен” Наталья Макогон.
Если законопроект будет принят, то местные власти получат право устанавливать электронные системы оплаты проезда и в маршрутках, то есть, они будут работать в городском транспорте, собственниками которого является частный бизнес, уточнил РБК-Украина начальник отдела кадровой и юридической работы "Тернопольэлектротранса" Семен Качур. Директор коммунального предприятия "Винницакартсервис" (занимается реализацией проекта "Муниципальная карта винничанина") Катерина Бабина напоминает, что действующее законодательство требует, чтобы у пассажира был бумажный билет, который является публичным договором между ним и транспортной компанией о перевозке. "Поэтому необходимо принятие закона, который введет понятие электронного билета", - уточнила она.
Авторы законопроекта рассчитывают, что внедрение новой системы оплаты проезда обеспечит электронный учет пассажиропотока, а это позволит "оценить реальный оборот средств, а соответственно - оценить обоснованность тарифов на перевозку и возможности обновления автопарка перевозчика". “Система обеспечит возможность удобной, быстрой оплаты и контроля проезда, а также уменьшится время задержки общественного транспорта на остановках. Это также позволит внедрять различные гибкие тарифные системы", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Украинцы, имеющие право на бесплатный проезд, льготу сохранят. Единственная новация для них будет состоять в том, что они получат от местных органов власти электронные карточки, которые необходимо будет также подносить к считывающим устройствам в общественном транспорте, чтобы местные органы власти могли иметь достоверную статистику проезда (сейчас при входе предъявляется только удостоверение, дающее право на льготный проезд). Полученные данные станут основанием для расчетов с транспортными компаниями за перевозку льготных категорий населения.
В Министерстве инфраструктуры рассчитывают, что, если законопроект вступит в силу, украинские города смогут привлечь инвестиции на внедрение электронных билетов в размере 100 млн евро, а также снизят затраты на организацию сбора на оплату проезда на 25% и нарастят доход на 25%. Предполагается, что финансирование муниципалитеты будут искать самостоятельно. При этом законопроектом не установлены сроки, в течение которых они должны обеспечить работу электронной системы оплаты проезда.
Контроль на линии
Украинские города постепенно начинают готовиться к полноценному запуску системы электронных билетов. Наталья Макогон рассказала РБК-Украина, что те карты, которые сейчас работают в столичном метро, можно перепрограммировать и на другие виды транспорта, имеющееся программное обеспечение это позволяет. "Однако для полноценного запуска, прежде всего, нужно обеспечить инфраструктуру в наземном транспорте от турникетов до валидаторов (устройство для проверки наличия необходимой суммы средств на электронной карте для оплаты проезда - ред.)", - отмечает она.
Частичное внедрение автоматизированной системы учета пассажиров в троллейбусах планируют в ближайшее время начать и в Тернополе, отмечает Семен Качур. По его словам, этот проект будет реализован за средства местного бюджета. Де-юре это будет называться электронный проездной долгосрочного действия на три месяца в форме электронной карточки с разными количествами оплаченных поездок, но де-факто это будет электронным билетом. "Таким образом, мы будем обеспечивать учет поездок. Каждый пассажир с такой карточкой должен будет приложить ее к специальному устройству, которое будет находиться у кондуктора", - говорит он.
В Виннице, по словам Катерины Бабиной, полноценный запуск автоматической системы оплаты проезда в муниципальном транспорте планируется уже в следующем году. "Контроль оплаты проезда будут осуществлять контролеры, имеющие специальные устройства - при поднесении транспортной карточки к ним на экране устройства будет высвечиваться информация о том, когда и где в последний раз был оплачен проезд. Карточки можно будет пополнять через интернет", - рассказала Бабина. Она уточнила, что предквалификационный этап тендера для поставщиков оборудования автоматизированных систем оплаты проезда уже проведен. В нем участвовали более 125 компаний из более чем 20 стран мира. "Тендерный комитет утвердил 14 компаний, которые в ближайшее время будут участвовать в конкурсе на поставку оборудования", - рассказывает директор "Винницакартсервис".
В пресс-службе Львовского горсовета сообщили, что запустить аналогичный проект в городе планируют через 1,5-2 года. "Электронный билет - это не только удобство, но и возможность отслеживать пассажиропотоки, поскольку и в электротранспорте, и в маршрутках будут установлены GPS-навигаторы. Мы сможем лучше планировать транспортные маршруты и вывести значительную часть перевозок из тени. При минимальных расчетах нам удастся легализовать, по крайней мере, 20% транспортных доходов. Мировая практика показывает, что этот показатель может достичь даже 40-50%", - цитирует пресс-служба руководителя городского управления внешнеэкономических отношений и инвестиций Львовского горсовета Ольгу Сивак.
На приблизительно такой же срок рассчитывают и в Одессе. "Рассматривается два варианта привлечения средств для начала проекта электронного билета. Мы рассчитываем на поддержку таких институций, как ЕБРР. Они предоставляют не только кредиты на подобные проекты, но и гранты на привлечение консультантов, которые занимаются разработкой проекта электронного билета. Вторым источником привлечения средств могут стать деньги из городского бюджета. Поскольку этот проект растянется на несколько лет, то это не окажет большой нагрузки на наш бюджет. Однако и в этом случае нам придется привлекать помощь консультантов", - сообщил РБК-Украина заместитель директора департамента экономического развития Одесского горсовета Сергей Мельник.
Кто заплатит
По словам Семена Качура из Тернополя, есть как минимум три варианта финансирования проектов по внедрению электронных билетов. Один из них - за счет средств местных бюджетов. Вторым источником могут стать частные инвестиции. "Орган местного самоуправления выберет инвестора, который купит оборудование и запустит его в работу, а в будущем будет получать процент от поступаемых средств за оплату проезда. Эти проценты, как один из вариантов, будут выбираться с плановой рентабельности предприятий-перевозчиков, которая закладывается в тариф на уровне до 10%. Это позволит не повышать цены на проезд при выборе такого варианта финансирования внедрения электронного билета. В-третьих, профинансировать можно за счет средств непосредственно перевозчиков. Какой вариант выберете каждый город - это дело каждого города", - заключил он.
Во Львове финансировать проект по внедрению электронной карты планируют за счет заемных средств. Город 17 ноября подписал кредитное соглашение с ЕБРР на сумму 10 млн евро. Эти деньги будут направлены на закупку, установку и эксплуатацию необходимого аппаратного и программного обеспечения, а также электронных карточек. В Виннице при реализации проекта электронного билета рассчитывают на средства местного бюджета, а также гранты европейских фондов и ЕБРР. "Мы планируем внедрение двух систем: учета проезда и определения местонахождения транспортных средств. В зависимости от наружной инфраструктуры (автоматы пополнения, агентская сеть, табло на остановках и в транспорте...) проект оценивается до 8 млн евро", - сообщила Катерина Бабина.
По ее словам, использование электронного билета не приведет к повышению цен на проезд. "Наша экономическая модель предусматривает, что внедрение автоматизированной системы сбора платы за проезд по сравнению с нынешней кондукторной системой позволит нам оптимизировать затраты транспортной компании на сбор выручки до 25% и повысить эффективность продажи билетов на 10%", - говорит она.
По словам Сергея Мельника, цена на электронные билеты будет ниже, чем на бумажные, чтобы мотивировать пассажиров перейти на новую систему оплаты. "Сейчас в тени остается примерно 40-50% средств, которые пассажиры оплачивают за проезд в общественном транспорте. Введение электронного билета позволит вывести эти деньги из тени, поэтому эта реформа не приведет напрямую к росту тарифов. Мало того, мы рассматриваем вариант, что если человек будет покупать поездки с помощью электронного билета, то для него стоимость поездок будет меньше, нежели для тех пассажиров, кто покупает бумажные билеты. Это будет делаться для популяризации электронных билетов", - уверен Мельник.
Вместе с тем, эксперт транспортной отрасли Александр Кава обращает внимание, что внедрение электронного билета может привести к злоупотреблениям на уровне местных органов власти. "Существует риск того, что передача покупки оборудования для электронного билета и, как следствие, сбора выручки частным компаниям может привести к тому, что несправедливо большая часть доходов общественного транспорта будет оседать в руках этих посредников.