Украинский бизнес ресурс
«Укрзализныцю» расчленят и покончат с монополией на рынке ж/д перевозок
Депутаты придумали, как запустить частников на железную дорогу
Депутаты хотят покончить с монополией «Укрзализныци» на перевозки и открыть доступ частным перевозчикам к государственной инфраструктуре. За основу трансформации взята модель, уже доказавшая свою эффективность в сфере авиаперевозок. Такую идею предлагает законопроект №9512 «О железнодорожном транспорте Украины», который на днях внесла в парламент группа из 39 нардепов.
Авторы, среди которых глава финкомитета Михаил Довбенко и глава транспортного комитета Ярослав Дубневич, уверены, что документ создаст условия для привлечения инвестиций в железнодорожную инфраструктуру. Свою идею они аргументируют европейским опытом, где по железным дорогам ездят составы частных компаний. И сетуют на «замершую» госпрограмму реформирования железнодорожного транспорта 2010-2019 года, которая должна была создать рынок в сфере пассажирских и грузовых перевозок, но ограничилась лишь корпоратизацией УЗ. Революционный документ предлагает:
• Разрешить частным компаниям осуществлять перевозки грузов и людей.
• Ввести свободное тарифообразование.
• Открыть доступ транспортным компаниям к подъездным путям, принадлежащим частным владельцам.
• Создать сразу два государственных регулятора рынка.
• Ввести компенсацию из госбюджета затрат частников на общественно-значимые пассажирские перевозки.
Компании для таких маршрутов будут отбирать на конкурсе.
«Это старая история. Законопроект вобрал в себя все те инициативы по запуску частников на рынок пассажирских ж/д перевозок, которые давно обсуждались. Таких попыток было несколько: вводились частные туристические поезда, запускали поезд Киев – Одесса – Измаил, но дальше этого не пошло», – рассказал UBR.ua эксперт общественной компании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.
Доступ к инфраструктуре
Доступ коммерческих компаний к инфраструктуре общего пользования, то есть путям между станциями – ключевой элемент законопроекта, без которого формирование нового рынка невозможно. Пилотные проекты потому и проваливались, что не были определены правила доступа: кто за что отвечает и на каких условиях. Это приводило к разного рода проволочкам и злоупотреблениям.
«Нет денег на развитие инфраструктуры, ищут инвесторов, но махровая советская «пассажирская мафия» выталкивает все пилотные проекты частников, так как сама зарабатывает на действующей системе, построенной еще на «уставе Кагановича», который определяет монополию государства с возможностью дополнительного заработка для определенного круга лиц. Можно вспомнить историю, как вагоны-рестораны передавались в частные руки. Нарисовали красивую картинку, пришли частники, с которыми договорились об одних условиях, а через месяц расценки произвольно подняли вдвое из-за дополнительных затрат. В итоге частники ушли. Законопроект как раз и ставит целью эту мафию устранить», – пояснил UBR.ua Вячеслав Коновалов.
Запуск частных компаний на рынок ж/д перевозок в самом деле невозможен без радикального изменения правил игры, подтверждает консультант Центра транспортных стратегий Андрей Исаев.
«Теоретически выход частных локомотивов возможен на инфраструктуру общего пользования и сейчас, но практически очень затруднен. Их туда не пускают. Во-первых, нужно согласовывать график, во-вторых, тариф настолько высокий, что частникам просто невыгодно это делать. Частные локомотивы по факту используются только на подъездных путях – это, как правило, тупиковые пути подъезда к предприятиям», – рассказал UBR.ua эксперт.
Два регулятора
Самих правил доступа к инфраструктуре, впрочем, законопроект не прописывает. Их должен будет на основании нового закона сформировать один из государственных регуляторов. Их авторы документа предлагают создать сразу два. Первый – «центральный орган исполнительной власти, осуществляющий госрегулирование и надзор в сфере железнодорожного транспорта». Его задачей станет рассмотрение жалоб относительно неравного доступа к инфраструктуре, проблемами с выдачей лицензий и сертификатов безопасности.
Второй – «Национальная комиссия по госрегулированию в сфере транспорта», – займется разработкой и утверждением методики формирования тарифа на услуги доступа. Суть последнего в том, чтобы не только дать заработать частникам, но и взять с них «инвестиционную составляющую», которую «Укрзализныця», как оператор железнодорожной инфраструктуры, в теории должна расходовать на поддержание и развитие магистралей.
Идея создания независимой Нацкомиссии по регулированию транспортного рынка по аналогии с таким же на энергетическом выдвигается давно, но наталкивается на сопротивление. Ведь комиссия будет регулировать не только железнодорожную составляющую, а всю сферу транспорта, а это немалые средства.
«Отсутствие Нацкомиссии позволяет вести ручное управление всего рынка транспортных услуг. Все повышения тарифов сейчас идут через Кабмин по линии Мининфраструктуры. Авторы законопроекта по сути пытаются заставить центральную власть создать эту комиссию, чтобы положить конец различным схемам», – считает Вячеслав Коновалов.
Законопроект вводит понятие «оператор инфраструктуры», которым сейчас является «Укрзализныця», но, как следует из некоторых формулировок законопроекта, таких операторов будет несколько. Эксперты полагают, что таким образом закладывается идея, которая уже давно обсуждается в узких кругах – сдача железнодорожных вокзалов в концессию.
«Такую возможность давно лоббирует Мининфраструктуры. Идея заключается в реформировании по образцу авиационного бизнеса. Взять, например, аэропорт «Борисполь»: есть авикомпании, есть компании, которые их обслуживают, есть топливозаправщики, рестораны и т. д. А государственный орган всех их регулирует. Такой же функцией хотят наделить и «Укрзализныцю», – уточняет Вячеслав Коновалов.
Цены на проезд вырастут, но оплатит государство
В теории создание конкурентного рынка должно сдерживать рост цен на перевозки. Однако реалии украинского рынка говорят об обратном. в 2016 году убыток «Укрзализныци» составил 7,3 млрд грн. А в 2017-м компания хоть и показала прибыль в 100 млн грн., она слишком незначительна, чтобы говорить о доходности монополиста. Опираясь на эти данные авторы проекта предполагают, что работать по нынешним тарифам частникам будет безынтересно. И предлагают учредить механизм частичной компенсации.
«Сейчас пассажирские перевозки являются убыточными. Но «Укрзализныце» не позволяют поднимать цены, потому что это вызовет социальное напряжение. Идея в том, чтобы превратить рынок ж/д перевозок в аналог авиации: уехать во Львов или Одессу можно будет рейсом одной или другой компании. Но останется и регулирование. Будет проводиться тендер, и перевозчику, предложившему лучшие условия, дадут лицензию на маршрут. Но при этом гарантируют компенсацию с обязательством перевозить за социальную цену. Например, один перевозчик предлагает запустить электричку по общественно-значимому маршруту с билетом за 100 грн., другой – за 110 грн. Но государство считает социально оправданной цену 40 грн. Поэтому перевозчик за 100 грн. выигрывает тендер, но ставит социальную цену, а разница компенсируется ему из госбюджета», – пояснил UBR.ua Андрей Исаев.
Эксперты полагают, что законопроект, если он будет принят, позволит создать основу для запуска рынка частных ж/д перевозок и сдвинет фактически замороженный проект с мертвой точки. Интерес со стороны инвесторов есть, но им нужны гарантии и прозрачные правила игры. Именно их и пытаются создать авторы документа. Следует отметить, что шансы на успешное голосование в Раде у проекта есть. Ведь кроме главы профильного парламентского комитета в его соавторах значатся еще 38 имен нардепов, представителей всех без исключения групп и фракций.