О троллейбусе: как пекутся о пользе северодончан Зарецкий и Самарский?
2017.03.11
В течение первой недели марта были изданы 4 распоряжения северодонецкого городского головы, касающиеся руководителя Северодонецкого троллейбусного управления (СТрУ). 2 марта распоряжением Сергея Зарецкого по п.8 ст. 36 КЗоТ был уволен с должности начальник предприятия Алексей Постильга – в связи с якобы невыполнением условий контракта. Это распоряжение основано на протоколе №5 постоянной комиссии горсовета по транспорту, подписанному Сергеем Самарским. Текст протокола редакции «СвС» пока не доступен, на официальном сайте горсовета его нет.
3 марта распоряжением городского головы №114 Юлия Проскурова, депутат горсовета из шаховской группы, назначена и/о начальника СТрУ.
6 марта распоряжением №115 Проскурова была освобождена от этой должности, в тот же день распоряжением №116 начальником СТрУ был назначен Валерий Брынза. Напомним, что Валерий Брынза много лет работал в этой должности, но в 2015 году городской голова Валентин Казаков отказался продлевать с ним контракт. Тогда Казаков считал, что за десятилетия, которые Брынза возглавлял предприятие, коллектив насквозь пронизали родственные и кумовские отношения, из-за чего оно стало неэффективным. 30 июля 2015 года перед зданием городского совета состоялся демарш подчиненных Брынзы в защиту «своего» начальника. И по просьбе Георгия Туки, который тогда был главой области, Казаков продлил контракт еще на полгода. После чего Брынза таки был уволен, а исполняющим обязанности начальника на короткое время стала Татьяна Мозговая. А 19 апреля 2016 года и/о городского головы Григорий Пригеба назначил начальником СТрУ Алексея Постильгу и заключил с ним трудовой контракт.
Почему спустя год Валентин Казаков вдруг изменил свое мнение о Брынзе с негативного на позитивное и вернул его в должность начальника коммунального предприятие, и какая роль в этом Сергея Шахова, возможно когда-нибудь расскажет сам Валентин Васильевич. Что касается северодончан, то для них важно не кто находится в кресле начальника, а как это повлияет на работу этого важнейшего для города предприятия.
Любое предприятие, в т.ч. коммунальное, это прежде всего экономика. По результатам 2016 года расходы предприятия составили 23056 тыс.грн. Более 66% затрат – это зарплата с начислениями – 15283 тыс.грн. Свыше 5 млн.грн – это расходы на технологическую электроэнергию. Существенная статья затрат – электроэнергия на собственные нужды. Много меньше расходы на ремонт подвижного состава, контактной сети и пр. Доходы предприятия составили в 2016 году 10693 тыс.грн., итого убытки 12363 тыс.грн. До 2016 года убытки покрывались в основном из государственного бюджета – в виде субвенций на перевозку льготных категорий. Потому на чрезмерную затратность этого предприятия в городе все закрывали глаза. Но в связи с бюджетной централизацией все расходы на покрытие убытков СТрУ стал нести городской бюджет. И ответственная власть обязана была предпринять шаги, дабы оптимизировать расходы и увеличить доходы предприятия. Что было сделано для этого за последний год, после назначения начальником Алексея Постельги?
Увеличение доходов от продажи проездных билетов
Согласно решению исполкома от 19 июля 2016г №367 предприятие должно было дать предложения по способу учета перевозки льготных категорий, однако дальше предложений дело не пошло. Традиционным для предприятия способом было установлено, что среднее количество льготников в северодонецких троллейбусах составляет 76%. Что несколько меньше, чем исполком утверждал раньше – 3,7 льготника на 1 платного пассажира. Что касается платных пассажиров, то их количество может быть определено по выручке от проданных проездных билетов. Всего доходы от продажи проездных билетов составили в 2016 году 8334 тыс.грн (еще 2359 тыс. грн. предприятие заработало на размещении рекламы, по процентам за депозиты и пр.). При этом среднемесячные доходы от продажи билетов до повышения тарифа с 1,50 грн до 2,00 грн составляли 655 тыс.грн., после повышения тарифа – 813 тыс.грн (увеличение доходов на 24%). При этом количество платных пассажиров уменьшилось с 437 тыс.чел. до 407 тыс.чел (на 7%). Можно считать, что повышение тарифа было успешным с точки зрения увеличения доходов предприятия.
Тем не менее, добиться безубыточности предприятия за счет увеличения тарифа невозможно в принципе. Крайне сомнительно, что этого удастся добиться и за счет сокращения льготных поездок, поскольку это не приведет к пропорциональному увеличению поездок платных.
Оптимизация численности персонала
Тем же решением исполкома от 19 июля 2016г №367 предприятию поручалось снизить затраты по статье «заработная плата». Что не удивительно, сокращение расходов именно по этой статье является первым шагом санации убыточных предприятий. И за 10 месяцев Алексей Постильга в этом направлении достиг немало, численность персонала была уменьшена с 306 до 256 человек. При этом прежде всего был сокращен административный персонал, весьма раздутый при Валерии Брынзе. По данным, имеющимся в «СвС», на апрель 2016 года в СТрУ числились:
66 водителей
62 кондуктора
52 слесаря
33 электрослесаря
92 других работников.
В результате произведенных Постельгой сокращений фонд заработной платы в феврале 2017 года был меньше, чем в январе 2016 года. Это при том, средняя зарплата по предприятию в ноябре 2016 года увеличилась до 3600 грн при 3186 грн в январе этого года. А 1 января зарплата многих работников еще выросла в связи с увеличением минимальной зарплаты до 3200 грн.
При этом только 11 работников СТрУ были сокращены, остальные 39 увольнялись сами, в том числе по п.6 ст.36 КЗоТ.
Мне не известны факты, которые свидетельствовали бы об ухудшении работы предприятия в связи с произведенной Постильгой оптимизацией численности персонала. Но известно, что Валерий Брынза на второй день после назначения начальником СТрУ увеличил штат на 4 единицы. И это, понятно, не предел.
Планы по дальнейшей оптимизации численности персонала
Еще одна идея, над которой работали в СТрУ, когда предприятие возглавлял Алексей Постильга – безкондукторная оплата проезда. Был даже проведен эксперимент с посадкой пассажиров только через передние двери, в таком случае в машине можно установить только один валидатор (устройство для расчета за проезд пластиковой картой). Этот эксперимент был неудачным и вызвал неудовольство северодончан. Вряд ли удастся обойтись одним валидатором на троллейбус. Заметим, что фонд зарплаты кондукторов в августе 2016 года составлял 235,5 тыс.грн. в месяц - это пятая часть всего фонда зарплаты.
Заметим, что Верховная Рада уже приняла закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо впровадження автоматизованої системи обліку оплати проїзду в міському пасажирському транспорті» и он подписан Президентом. Только «сиделец» Брынза переводить троллейбусы на электронные билеты не будет.
Оптимизация потребления электроэнергии
В публикации «Северодонецкое троллейбусное управление» мы писали, что в СТрУ имеется 6 тяговых подстанций. Увы, это не так. Одна из них, находящаяся в районе остановки «Дачная», полностью разграблена, там остались только стены. Случилось это во времена, когда предприятием руководил Валерий Брынза еще до увольнения. Увы, в сонном царстве его многочисленного коллектива никто не задумывался и о том, как оптимизировать расход электроэнергии. А это при нынешних тарифах на электроэнергию очень много: 1 подстанция в месяц потребляет 60 тыс.квт-ч. При этом троллеи находятся под нагрузкой круглые сутки. В том числе, с 22:00 до 5:00, когда движения нет. А это электроэнергия, выброшенная буквально в окружающую среду. Увы, имеющееся сегодня на подстанциях оборудование не позволяет регулярно отключать напряжение.
Но особо кричащий пример бесхозяйственности в работе СТрУ – это потребление электроэнергии на собственные нужды, которое достигало в зимнее время 90 тыс. квт-ч в месяц, а в летнее 9 тыс. Почему такая разница? Возглавляемая «опытным начальником» Брынзой предприятие давно отключено от центрального отопления, и отапливалось зимой … электричеством. Причем, никаких приборов учета в корпусах не было, и персонал устанавливал себе обогреватели, как сам хотел. Например, устанавливали ТЭНы в неработающие радиаторы центрального отопления. А в административном корпусе, кроме того, были установлены 3 электрических котла мощностью 26 кВт каждый.
В последнюю зиму многое из этой бесхозяйственности было исправлено. Установлены электросчетчики на входе в каждое здание. В здании энергохозяйства установили твердотопливный котел и отказались от электрообогрева. В результате расход электроэнергии в этом здании сократился с 360-390 квт-ч в сутки до 100. В административном корпусе уплотнили работников, что позволило отключить один из электрокотлов. В главном корпусе частично заменили 500 Вт лампы ДРВ на более экономичные. В разговоре с корреспондентом «СвС» Алексей Постильга высказал уверенность, что от обогрева электричеством в СТрУ необходимо полностью отказаться.
Оптимизация затрат на содержание зданий
Кардинальное сокращение административного персонала позволило Постильге ставить вопрос о сдаче в аренду части административного корпуса. В частности, проводились переговоры с заместителем руководителя ЛОВГА о передаче третьего этажа здания под размещение облавтодора, а части второго этажа – Укртрансбезопасности. Это, в частности, позволило бы привлечь средства для ремонта этого здания. Ведь на полеуретановую кровлю, установленную на здании в 2013 году, «забыли» положить защитный слой. И она разрушается. Хотя, судя по актам, установку защитного слоя Валерий Брынза оплатил. Есть в здании проблемы с канализацией.
Оптимизация маршрутов
В последний год в СТрУ проводилась работа по отслеживанию экономической эффективности движения троллейбусов по маршрутам. И оно дало пищу для размышлений. Ведь вряд ли стоит отправлять троллейбус, если в результате тура (проезд в прямом и обратном направлении) продается 4-5 билетов. Увы, пассажиропоток в течении дня очень неравномерен. Но что тогда делать пассажирам, которым нужно ехать в этот период с малым пассажирооборотом? Большая экономическая проблема для СТрУ - маршрут 6. И Алексей Постильга высказывал мысль о возможности закольцовывания части рейсов этого маршрута возле Ледового дворца, по 4-му маршруту. Это очень сложные вопросы и для предприятия, и для жителей. Но хорошо, что их начали задавать. Что было совершенно невозможно в сонном царстве Валерия Брынзы.
Выход в конце туннеля
По оценке «СвС», уже проведенные и намеченные мероприятия санационного характера не позволят вывести СТрУ на безубыточность, хотя расходы реально уменьшить на четверть (в сопоставимых ценах) в сравнении с теми, какие были при Брынзе. Но что больше всего помогло бы предприятию, так это исключение дублирования маршрутов троллейбусов маршрутными автобусами. Главное конкурентное преимущество последних – они не перевозят льготных пассажиров. Вот такая поддержка города (а это предусмотрено программой развития электротранспорта, принятой 13 октября 2016 года) могла бы привести к увеличению числа платный пассажиров до 800 тыс. в месяц. А это, при реализации мер по сокращению расходов, позволило бы предприятию стать самоокупаемым. И город бы вкладывал деньги не в зарплаты работникам, а в техническое развитие коммунального предприятия. Приобретение подвижного состава, реконструкцию троллей, электрохозяйства…
Кстати, исключение дублирования вовсе не означает, что маршрутки исчезнут – несколько изменится их маршрут.
Как «защитники народа» в борьбе за власть вредят народу
Я вовсе не уверен, что Алексей Постильга – лучшая кандидатура на должность начальника троллейбусного управления. Но точно знаю, что возврат на эту должность Валерия Брынзы, с командой многолетних сидельцев на должностях, на годы сделает невозможным преобразование этого предприятия, застрявшего в далеком прошлом.
Вряд ли этого хотел Валентин Казаков, который негативно был настроен к кандидатуре Брынзы еще в 2015 году. Но этого добилась группа людей, которая рвется к власти любой ценой, вопреки результатов выборов. И при этом лицемерно заявляет о якобы защите прав северодончан.
Увольнение Постильги и назначение Брынзы произошло благодаря афере двух людей. Вначале Сергей Самарский, возглавляющий комиссию горсовета по транспорту, "намутил" вывод своей комиссии о якобы невыполнении Постильгой контракта. При том, что такой вопрос вообще не в компетенции комиссии по транспорту - это сфера полномочий комиссии по коммунальной собственности. Затем Сергей Зарецкий, не имея права исполнять обязанности заместителя городского головы, издал распоряжение об увольнении Постильги.
Понятно, что депутаты Северодонецкого городского совета могли бы легко вернуть ситуацию на пользу своих избирателей. Всего то дел – внести в повестку дня очередной сессии вопрос о деятельности начальника СТрУ Алексея Постильги. И принять по результатам этого рассмотрения решение, в котором признать, что Постильга в полной мере выполнял условия контракта. И с этим решением – в суд.
Автор выражает благодарность Аркадию Коростелеву за данные о финансовых результатах деятельности СТрУ в 2016 году, и Алексею Постильге за информацию о его деятельности в должности начальника этого предприятия.
Алексей Светиков