Первые планы пуска троллейбуса, введение в эксплуатацию первой линии
Впервые всерьез заговорили о троллейбусе в Ворошиловграде
летом 1945г. сразу после войны, когда было предложено начать проектировать линию
от завода им. ОР по Красноармейской - Ворошилова - К.Маркса - Кирова до вокзала.
По иронии судьбы это было направление, предложенное С.Кульжинским для первой
линии трамвая в 1899 г. Длина планируемой линии должна была составить 8,5 км,
количество машин на маршруте 6-8, срок сдачи - 1947 г. Но
город ещё только восстанавливался после войны, потому денег на дорогостоящую
стройку не было.
Вновь вопрос о строительстве троллейбуса, на этот раз от Сенного
рынка (ныне Центральный) до сельхозинститута был поднят в 1950 г. Троллейбус
должен был следовать по маршруту нынешнего троллейбуса №57. Однако решение
вопроса отложили до "лучших времён", которые наступили через 12 лет.
В 1959 г. горисполком предполагал провести троллейбусную линию с запада на
восток - по Ворошиловскому (Алчевскому) шоссе, ул.Новостроенной, Советской, 5-й
Донецкой до городка завода ОР, с ответвлением по 19-й линии (ул. 50 Лет
Образования СССР) до ипподрома (ныне кв. Шевченко). Проект линии был составлен в
1961 г. харьковским институтом "Гипрокоммунстрой". Первая очередь включала в
себя участок от Дворца Спорта до кв. Шевченко, в районе последнего также было
запланировано троллейбусное депо, рядом с кладбищем. Пуск линии был намечен на
декабрь 1961 г., выделено было несколько троллейбусов, предназначавшихся
поначалу для Ворошиловска. В ходе строительства было некоторое опоздание,
поэтому монтаж сети был завершен к началу января 1962 г. К этому времени в
Луганск прибыли три троллейбуса, МТБ-82Д (№1, 2) и ЗиУ-5 (№3). До пуска линии
они стояли на центральной площади (площадь героев ВОВ) в окружении восторженных
горожан. Первая обкатка троллейбуса состоялась 16 января 1962 г.
"Троллейбус курсирует по Луганску. Несколько дней назад завершен монтаж
контактной сети троллейбусной линии микрорайон ипподрома - ул. Советская.
Протяженность первого маршрута - 11 км. 16 января началась обкатка троллейбусов.
Первый троллейбус дошел до конечной остановки - Дворца Спорта и вернулся назад к
микрорайону ипподрома. Сначала на линию выйдут три троллейбуса. От конца до
конца - 5,5 км, время в пути - 15 минут. Вскоре будет сдана в эксплуатацию и
вторая линия - она протянется от микрорайона по улице Новостроенной через
путепровод до Ленинского района. Город получит новые троллейбусы. Водители
обучаются в Коммунарске. Это - демобилизованные офицеры А. Алещенко, А. Донченко,
С. Лившиц, В. Южаков. Скоро троллейбус под №1 откроет свои двери для
пассажиров." (Прапор перемоги. - 1962. - 19 січня. -
с. 4.)
"Первый рейс. Луганский троллейбус вступает в строй.
Трест "Донбассантрацитшахтростроймонтаж" вырыл ямы, поставил столбы, натянул
провода. Контактная сеть построена за 32 дня... Протяженность кольца первой
линии - 11 км. Сейчас наступили предпусковые дни. 16 января проходила обкатка
первого троллейбуса. В 16 часов на углу 19-й линии и 5-й Донецкой улицы
показался троллейбус. Водитель - Ф.Ф. Поздняков. Троллейбус пошел. Он идет по
Советской улице. Миновали Дом Советов, "Гастроном", институт, и вот кольцо у
Дворца Спорта. Троллейбус заворачивает. Троллейбус пошел обратно к кольцу
микрорайона. В эксплуатацию вступает пока первая очередь троллейбусной линии.
Она начинается у кольца микрорайона, у бывшего ипподрома, проходит 445-й
квартал, стадион "Авангард", школу №26, областную больницу, крытый рынок, школу
№30. Конечная остановка - Дворец Спорта на Советской улице. Через несколько дней
начнется регулярное движение. В 1962 г. строительство троллейбусной линии
продолжится. Она пройдет от Дворца Спорта через путепровод до микрорайона около
улицы Новостроенной." (Луганская правда. - 1962. - 19 января. - с.4)
Регулярное движение 3-х троллейбусов по маршруту №1 "Дворец Спорта - Микрорайон"
началось 25 января 1962 г. За первые пять дней они перевезли 15 тыс. пассажиров.
Вскоре после пуска в Луганск прибыли ещё пять троллейбусов МТБЭС с
Сокольнического завода СВАРЗ, Москва. Они получили номера 10-14. Троллейбусное
депо начало строиться и появилось только спустя некоторое время, т.к. вначале
все усилия строителей были направлены на строительство линий. После пуска первой
линии троллейбусы отстаивались на кольце у Дома Обороны неподалёку от
автовокзала.
Развитие троллейбуса в первые годы
20 ноября 1962 г. маршрут №1 был продлен в западную часть го-рода. От Дворца спорта троллейбусы спускались вниз по ул. Советской в выемке, сделанной по бывшей улице 2-я линия, пересекали трамвай-ные пути на ул. Ленина, проходили мимо завода им. Пархоменко, под-нимались на новый путепровод и разворачивались на кольце на ул. Ча-паева.
Длина линии возросла с 8,7 км до 12,3 км. В ноябре 1963 г. с заво-да им. Дзержинского (Киев) прибыли 7 новых машин нового типа – Ки-ев-4.
Завод электротранспорта им. Дзержинского – потомок киевских главных трамвайных мастерских, потом – киевского трамвайного заво-да, названного в 1923 году именем польского революционера Томаша Домбаля (с 1936 года – им. Дзержинского). С 1928 года, кроме ремонта трамваев, завод начал также их изготовление. Несколько вагонов киев-ской постройки попало и в Луганск, как до войны, так и после.
С 1935 года завод выпускал и троллейбусы. Машины Киев-4, Ки-ев-5 и Киев-6, работавшие на Луганских улицах, это оригинальные раз-работки тружеников этого завода.
10 января 1964 г. была введена в строй 3-х километровая линия от угла 19-й линии на восток по ул. Советской – по дамбе через Иванищев Яр до городка завода ОР. Здесь начал работать новый маршрут №2 "ул. Чапаева – Городок завода ОР". Троллейбусы разворачивались на не-большой площади перед трамвайной линией по ул. Гудованцева. В это же время интенсивно строилось продолжение линии (5,2 км) еще даль-ше на восток по ул. Градусова – Ломоносова.
29 декабря 1964 г., к новогоднему празднику, троллейбус пришел в новый район массовой застройки – квартал Молодежный. На маршру-те работали 11 машин.
Летом 1964 г. была произведена перенумерация маршрутов (по польскому или чешскому образцу): №1 стал 51-м, а №2 – 52-м. (см. карту 22). В СНГ такая система нумерации троллейбусных маршрутов есть еще только в одном городе – чувашском Новочебоксарске. В 1965-66 г.г. планировалось также провести троллейбусные линии от Советской улицы вниз по 23-й линии до завода имени Октябрьской Революции (этот проект реализовать не удалось) и от квартала им. Гаевого по Коммунарскому шоссе до сельхозинститута и шахты "Луганской" (эту линию соорудили в 1980-е г.г.).
Схема линий на 1 августа 1964 года приведена на карте 22.
В самом конце декабря 1965 г. горожанам был сделан своеобраз-ный новогодний подарок – троллейбусная линия 51-го и 52-го маршру-тов была продлена от кольца на ул. Чапаева до квартала им. А.И. Гаево-го по новому проезду, пробитому через массив малоэтажной застройки. Троллейбус пришел на западную окраину города.
Одновременно появился пиковый маршрут №51А от Дворца спор-та до Дома обороны, но он работал нерегулярно и в конце-концов исчез.
Для связи автовокзала с новыми жилыми кварталами восточной части города 1 апреля 1966 г. был открыт новый троллейбусный мар-шрут №53 "Дом обороны – квартал Молодёжный". По нему курсирова-ли 8 машин. 20 мая 1966 г. была введена в эксплуатацию еще одна трол-лейбусная линия: продолжение маршрутов №52 и №53 на 5,2 км от кольца в квартале Молодёжный по улицам Ватутина, Карпинского, ми-мо машиностроительного института, по улице Феликса (ныне – Буден-ного) до квартала Гагарина. По этому маршруту стали курсировать 22 троллейбуса с интервалом 4-5 минут.
В 1966 г. в Луганске действовали три троллейбусных маршрута:
(51) Дом обороны – 19-я линия – ул. Советская – квартал Гаевого;
(52)квартал Гаевого – ул. Советская – ул. Ломоносова – квартал Молодёжный – квартал Гагарина;
(53) Дом обороны – 19-я линия – ул. Советская – ул. Ломоносова – квартал Молодёжный – квартал Гагарина.
Последние перед чехами
В течение 1964 г. с Одесского автосборочного завода и Киевского завода им. Дзержинского поступили 20 новых троллейбусов ЛАЗ-695Э, сделанных на базе Львовского автобуса ЛАЗ-695, и 8 машин Киев-4. Троллейбусы ЛАЗ-695Э тоже были созданы в Киеве. Это была попытка совместить кузов существующего автобуса ЛАЗ-695Е с троллейбусным оборудованием. Попытка оказалась не слишком удачной и вскоре выпуск ЛАЗов – гибридов был прекращен.
На первых машинах, поступивших в наш город в 1964 году, под лобовым стеклом был установлен знак Киев-5, но в дальнейшем он исчез, осталась только большая буква Л – фирменный знак Львовского автозавода. Машины первой партии (№№ 15-21) в нашем управлении назывались К-5(ЛА), а остальные (№№ 22-78) – ЛАЗ-695Б.
Несмотря на явные недостатки, машины ЛАЗ-Киев-5 сыграли большую роль в пассажирских перевозках в начальный период жизни Луганского троллейбуса. В 1965 г. поступили 36 новых машин ЛАЗ-695Э (в т.ч. 12 – в первом полугодии). Всего в 1964-65 г.г. прибыло 64 троллейбуса ЛАЗ. В 1963-66 г.г. велось сооружение троллейбусного де-по близ автовокзала, которое было окончательно введено в строй в 1966 г. Оно было рассчитано на обслуживание 50 машин, хотя парк уже к 1969 г. превысил 100 единиц. В течение 1969 г. поступило 17 новых троллейбусов, в т.ч. последние машины Киев-4 и ЗиУ-5, а также три машины Киев-6 (прибыли в конце декабря 1969 г.; они были больше своих предшественников Киев-4 и имели три двери). Первые троллейбусы Киев-6 вышли на линию в январе 1970 г. В течение 1970 г. прибыло еще 7 таких троллейбусов. В течение 1969-71 г.г. были списаны все старые троллейбусы, в т.ч. МТБ-82, МТБЭС и все ЛАЗ-695Э. В 1971 г. парк состоял из машин Киев-4, 11 Киев-6 и 17 ЗиУ-5. 17 июля 1970 г. маршруты №52 и №53 были продлены на 1 км по улице Феликса – от квартала Гагарина до квартала 50-летия Октября. В 1970 г. была введена в строй еще одна тяговая подстанция мощностью 1200 кВт.
1970-е. Чешская экспансия
Главным управлением электротранспорта Министерства коммунального хозяйства Украины было решено в некоторых городах заме-нить весь старый подвижной состав на чешские машины (к таким горо-дам, кроме Луганска, относились также Киев, города Крыма, Львов, Черновцы и др.). И в 1971 г. завод "Шкода" (город Остров-на-Огрже, Чехословакия) поставил первые 8 троллейбусов Шкода-9-Тр. В 1972 г. управление приобрело еще 17 машин 9-Тр и 1 грузовой троллейбус КТГ-7 с Киевского завода.
В этом году выпуск на линию составлял 60 единиц. В 1974 г. при-были еще 20 чешских машин. Всего в течение 1971-77 г.г. в Луганск было поставлено 107 машин 9-Тр, а троллейбусы других моделей (ЗиУ-5, Киев-4, Киев-6) были переданы в 1973-74 г.г. в троллейбусные управления Севастополя и Коммунарска (ныне Алчевск). Число троллейбусов сократилось, но эксплуатация однотипных машин была удобнее, учитывая, что качество чешских троллейбусов было значительно выше отечественных. 11 февраля 1974 г. был введен новый троллейбусный маршрут №54, который соединил Дворец спорта с улицей Феликса (как разгрузочный маршрут линии №52), а 6 ноября 1974 г. он был продлен в вос-точной части города на 1 км от улицы Феликса (ныне Буденного) вверх по ул. Карпинского до ул. Машиностроительной (ныне 30 лет Победы) и стал обслуживать кварталы Южный (ныне им. Ирины Левченко) и Комарова. Здесь курсировали 8-10 машин с интервалом 6-7 минут. 28 августа 1976 г. троллейбусная линия (маршруты №№51 и 53) в южной части города была продлена от Дома обороны до автовокзала по обособленному проезду параллельно Оборонной улице (см. карту 23). В 1979 г. из Лисичанска поступили 5 машин 9-Тр б/у. Парк в это время состоял из 114 таких троллейбусов (№№29-142).
30 декабря 1982 г. была введена в строй троллейбусная линия по новой дамбе через Иванищев Яр по улице Буденного (б. ул. Феликса). В связи с этим была изменена схема движения части маршрутов и введены новые:
"С 30 декабря открываются новые троллейбусные маршруты: №55 от квартала Комарова до автовокзала (по ул. Карпинского, Ломоносова, 50 лет СССР); №56 от квартала 50-летия Октября до Дворца спорта "Динамо" (по улицам Карпинского, Ломоносова, Советской). Изменены маршруты: №53 от квартала 50 лет Октября до автовокзала (по ул. Буденного), №54 от квартала Комарова до квартала Гаевого (по ул. Буденного, 50 лет СССР, Советской, Новостроенной." (Ворошиловградская правда. – 1982. – 29 декабря)
"По новому маршруту. Новая троллейбусная линия свяжет Восточный жилмассив с центром. Она построена. Ее длина 9 км, и вся сеть троллейбусных линий составляет 45 км. С 30 декабря здесь нача-ли курсировать троллейбусы маршрута №53 – от квартала 50 лет Октября до автовокзала (по улице Буденного) и маршрута №54 – от квартала Комарова до квартала Гаевого." (Ворошиловградская правда. – 1983. – 1 января. -с.4)
Маршруты (2009 год)
Действующие:
Маршрут № 51 кв. Южный — Автовокзал
Маршрут № 53 кв. 50 лет Октября — Автовокзал
Маршрут № 54 кв. Комарова — кв. Гаевого
Маршрут № 57 пос. Юбилейный — Центральный рынок
Перспективы
По состоянию на 2009 год, происходит строительство троллейбусной линии к кварталу Мирный