Транспортный форум

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Транспортный форум » Офф-ТОП » Назад в СССР


Назад в СССР

Сообщений 111 страница 120 из 193

111

Самолет-амфибия Бе-12 «Чайка».

18 октября 1960 года состоялся первый полет амфибии Бе-12. Прозванный «Чайкой» противолодочный самолет имел комплекс по обнаружению и борьбы с субмаринами противника. За годы испытаний и эксплуатации «Чайка» установила около пятидесяти мировых рекордов.
С появлением атомных подводных лодок остро встал вопрос создания особого рода авиационных сил, отвечающих за поиск и уничтожение субмарин противника. Первая радиогидроакустическая система появилась в 1953 году, через два года она была принята на вооружение и использовалась на гидросамолете Бе-6. С помощью нее можно было обнаружить подлодку противника, следующую на глубине до 50 метров со скоростью не более пяти узлов. После появления Бе-12 гидросамолет Бе-6 стали называть переходным к машине нового поколения, способной решать гораздо более сложные задачи.
Новый самолет обязательно должен был быть амфибией, а кроме радиогидроакустической системы иметь противолодочные торпеды и глубинные бомбы. Такую машину взялись разработать в ОКБ Бериева. Главные сложности возникли, когда стало ясно, что для запуска турбовинтовых двигателей необходима вспомогательная силовая установка. Первыми такую установку разработали в Запорожье (АИ-8). К тому времени выяснилось, что и запорожские двигатели АИ-20 более надежны по сравнению со считавшимися аналогичными куйбышевскими НК-4Ф.
В результате Бе-12 получился по схеме похожим на Бе-6, но по размерам существенно превосходил его. Для своего времени Бе-12 был самым большим самолетом-амфибией в мире. Советский самолет обладал не только прекрасными аэродинамическими качествами, но и был способен на довольно большой скорости преодолевать морские волны, не зарываясь носом в воду.
Кроме того, в отличие от предыдущих моделей гидросамолетов Бе-12 имел собственное шасси, которое позволяло ему взлетать и садиться на сушу. И даже самостоятельно с суши въезжать в воду, а из воды выбираться на берег.
Довольно щекотливая ситуация возникла с возможностью аварийной эвакуации из самолета разных членов экипажа. Летчики могли спокойно катапультироваться, радист мог покинуть амфибию через дверь в хвосте. И туда же пришлось бы бежать штурману. Через весь самолет. К чести военных, такой вариант их не устроил, они потребовали равных условий для членов экипажа, то есть возможности покинуть самолет со своего рабочего места, что было разумно со всех позиций. В результате для штурмана придумали специальный люк в носовой части самолета.
Первый полет амфибии Бе-2, состоявшийся 18 октября 1960 года, выявил массу недостатков. Машину дорабатывали еще три года. Первый серийный образец изготовили на Таганрогском заводе № 86. За десять лет было выпущено 140 самолетов Бе-12. Летом 1961 года машину показали на традиционном авиационном празднике в Тушино. После этой демонстрации за самолетом и закрепилось название «Чайка».
24 ноября того же года случилось непредвиденное. Опытный образец самолета разбился по вине экипажа. Сыграл свою роль пресловутый человеческий фактор. «Чайка» упала в Азовское море. По заданию летчики должны были отключить один из двух двигателей, а затем включить его. Ситуация абсолютно штатная, подобные задания выполнялись уже не раз. Но тут командир вместо того чтобы включить остановленный двигатель вырубил второй работающий. Просто нажал не на ту кнопку.
Летчики до последнего пытались запустить двигатели, но не успели. От столкновения с водой машина разломилась. Трое погибли. Двое спаслись. Георгий Бериев лично выезжал на место катастрофы, потом отправился в больницу. Едва он вошел в палату, где лежал второй летчик Панькин, как тот закричал:
— Георгий Михайлович, машина не причем, это мы виноваты!
Надо сказать, что для спасения Панькину пришлось проявить чудеса ловкости. Крышку люка он вышибал, уже находясь под водой. Выплыв на поверхность, он увидел, что выжил еще и радист Перебайлов. Обоих подобрал рыболовный сейнер. До прихода рыбаков, летчики держались за обломки самолета. Впрочем, и глубина в месте падения амфибии была небольшой.
Испытания продолжились только в следующем году, когда был построен второй самолет. В дальнейшем Бе-2 установил десятки мировых рекордов (по скорости, массе груза, поднятого на определенную высоту, по скороподъемности, дальности и т. д.)
На базе Бе-12 был также создан самолёт-спасатель Бе-12ПС. За амфибию «Чайка» Бериеву и группе работников ОКБ была присуждена Государственная премия СССР.

Технические характеристики самолета-амфибии Бе-12 :
- Длина 30,1 м
- Размах крыла 30,2 м
- Высота самолета 7,4 м
- Площадь крыла 99 кв. м
- Максимальная скорость — 610 км/ч
- Крейсерская скорость — 473 км/ч
- Практический потолок 12100 м
- Практическая дальность — 4200 км
- Тип двигателя — 2 ТВД «Прогресс» АИ-20Д
- Мощность — 2×5500 л.с.
- Экипаж — 4 человека

Вооружение:
боевая нагрузка — 4000−5000 кг на 4 узлах подвески и отсеке оружия
противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2,
глубинные бомбы ГБ,
осветительные бомбы ОАБ.

https://i.mycdn.me/image?id=860707024439&t=3&plc=WEB&tkn=*YYzpscU7HRQ9CsQ3o7xMmZvGOCY

0

112

18 октября 1967 г. 51 год назад космическая станция «Венера-4» получила первые научные данные с поверхности Венеры.

Венера – ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Еще в 1761 году Михаил Ломоносов предположил наличие у Венеры атмосферы, но только через двести лет первые межпланетные автоматические станции стали совершать полеты в сторону Венеры и пополнили сведения об этой планете. 4 июня 1960 года вышло постановление правительства СССР «О планах освоения космического пространства», которое предписывало создать четырехступенчатую ракету-носитель для полета на Марс и Венеру. Первый успешный пуск ракеты-носителя с автоматической межпланетной станцией (АМС) на борту состоялся 12 февраля 1961 года. АМС вышла на орбиту, обогнула Землю, и над Экваториальной Африкой впервые в мире стартовала в сторону Венеры. Эта станция получила название «Венера-1».

При проектировании первых космических аппаратов для изучения атмосферы и поверхности этой планеты ученые еще не знали, на какое давление атмосферы должны быть рассчитаны аппараты. «Венера-1» весной 1961 года пролетела на расстоянии 100000 километров от планеты. Аппаратом пролетного типа была также и «Венера-2», прошедший на расстоянии 24000 километров от Венеры в феврале 1966 года. 1 марта 1966 года спускаемый аппарат «Венеры-3» совершил посадку на планете, что стало первым межпланетным перелетом по трассе Земля-Венера. Но передать данные с поверхности планеты на землю аппарат не смог. 12 июня 1967 года была запущена станция «Венера-4», которая 18 октября опустилась на планету. Впервые были произведены прямые измерения в атмосфере другой планеты в процессе парашютного спуска космического аппарата на Венеру. Научные исследования станции показали отсутствие на Венере магнитного поля и радиационных поясов. Именно тогда был определен и состав атмосферы. В дальнейшем процесс изучения планеты шел достаточно успешно. Космическими аппаратами «Венера» с 1970 по 1983 год был освоен механизм мягкой посадки, переданы на землю сначала черно-белые, а потом цветные снимки планеты, начались работы по глобальному радиолокационному картографированию поверхности Венеры.

15 и 21 декабря 1984 года был выполнен запуск советских космических аппаратов «Вега-1» и «Вега-2», предназначенных для исследования Венеры и кометы Галлея. 11 и 15 июня 1985 года эти АМС достигли Венеры и сбросили в ее атмосферу посадочные модули. В результате экспериментов, проведенных с помощью космических аппаратов, Венера достаточно подробно исследована.

https://i.mycdn.me/image?id=874518111031&t=3&plc=WEB&tkn=*b0KwfvXYfL6SO1uTqpTMozyq1KU
https://i.mycdn.me/image?id=874518111543&t=3&plc=WEB&tkn=*DA9nxftZ0akjK6u2X0VnSfG-Jus
https://i.mycdn.me/image?id=874518112055&t=3&plc=WEB&tkn=*mRMtovBEqddMeQsKv17-EX109Fw

0

113

ДЕСЯТЫЙ ВОКЗАЛ МОСКВЫ
               подсмотрено и взято с сайта https://www.livejournal.com/

https://kirillfedorov4.livejournal.com/4240.html#

Пишет Кирилл Федоров (kirillfedorov4)

Правительственный вокзал Москвы

Если человеку, хотя бы немного знающему Москву, задать вопрос, сколько в Москве железнодорожных вокзалов, то он скажет: девять. ...И будет неправ! Неподалеку от Комсомольской площади, которая многим известна как Площадь Трех вокзалов, расположен еще один. На нем всего одна платформа, он не имеет собственного названия, еще не так давно о факте его существования знали единицы "простых смертных". Поезда на него прибывают лишь раз в несколько лет по особому требованию. И тем не менее, это полноценный вокзал, с платформой, с залом ожидания и т.п. Официально это называется так: Вагонное депо центрального направления.
Насколько известно автору, это первый в Интернете полноценный репортаж об этом заведении. Исследование состоялось 23 февраля 2013 года.

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/78707/78707_600.jpg

Вокзал был построен в 1976 году, после того, как одному "большому начальнику" из окружения г-на Брежнева пришла в голову гениальная идея - построить специализированный правительственный вокзал на Алексеевской соединительной ветке, с которой в течение нескольких минут можно было попасть на важные направления железной дороги: Ленинградское, Смоленское, Рижское, Курское, Нижегородское, Павелецкое. До постройки этого вокзала приходилось закрывать "обычный" на несколько часов, вокруг "спецпоезда" ставить пустые вагоны "прикрытия", что не могло не вызвать много трудностей. О режиме проследования особых поездов говорить, пожалуй, не нужно.
Вокзал находится рядом с тихой Пантелеевской улицей, проходящей почти вплотную к нему. Около вокзала ее пересекает почти провинциальный переулок. На нем находится переезд.

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/78878/78878_600.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/79354/79354_600.jpg

На нем все время горит светофор и опущен шлагбаум. В течение получаса через него не проехало ни одно транспортное средство. По этой соединительной ветке курсируют "перебросочные" электрички по маршрутам Одинцово - Серпухов, Подольск - Нахабино и Белорусский вокзал - Чехов.
Вот и сам переезд. Обратите внимание на качество асфальта - для правительственных ЗИЛов и "Мерседесов".

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/79544/79544_600.jpg

Между прочим, здесь железная колея проходит не по правилам - до жилого дома меньше 40 метров. Но так было задумано для секретности, и это, похоже, никому не мешает.

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/81177/81177_600.jpg

Проходная вагонного депо:

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/79821/79821_600.jpg

А рядом - ворота для спецавтомобилей.

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/80084/80084_600.jpg

Через них удалось снять платформу и само здание вокзала.

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/80157/80157_600.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/80998/80998_600.jpg

Вокзал с залом ожидания не справа, а слева от платформы, да-да, совсем небольшое здание. Путь электрифицирован, над платформой - навес и зеркало для машиниста, как на станциях метро. Навес очень массивный и имеет необычную форму, и это меня наводит на мысль, что он защищает в основном не от дождя, а от снайперов, которые могут расположиться на крышах домов, что слева за забором. Справа от платформы - здание вагонного депо, в приписке которого, помимо прочего, имеются бронированные пассажирские вагоны, вагон-салоны, вагоны-сейфы для перевозки золота, вагоны-храмы и раритетные пассажирские вагоны отечественного и иностранного производства, в том числе легендарный "Orient Express" (!). Изредка они арендуются в составе туристических поездов люкс-класса.
Вот некоторые из них.

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/80452/80452_600.jpg

Здание депо крупным планом:

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/80886/80886_600.jpg

Вот все немногое, что удалось снять. Статья об истории "спецпоездов": здесь.
А мы направляемся в сторону станции Каланчевская, где находится еще один (!) правительственный вокзал. Только не советский, скрытый двумя заборами, а парадный, царский. Именно сюда должен был прибыть коронационный поезд Николая II, что, как известно, не состоялось.

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/81425/81425_600.jpg

Его виды:

https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/81769/81769_600.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/81948/81948_600.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/kirillfedorov4/52722349/82209/82209_600.jpg

Сейчас это станционное здание с кассами.
А мы садимся на трамвай № 7 и доезжаем до метро Менделеевская, где пересаживаемся на трамвай-челнок 9-го маршрута, новую транспортную достопримечательность Москвы.

0

114

https://www.youtube.com/watch?v=luO2ORL7a04

Фитиль лучшее - 10 самых популярных выпусков сатирического советского киножурнала Фитиль

https://yt3.ggpht.com/a-/AN66SAyNTVIZueNpfAM-tzOgwm4LPL9iWZ3MbchSxw=s48-mo-c-c0xffffffff-rj-k-noРетро ТВ Public Domain

4 июня 1962 года на советские киноэкраны вышел первый выпуск сатирического киножурнала «Фитиль». Показывали его, как правило, в кинотеатрах перед началом демонстрации фильма. В каждом выпуске было несколько миниатюр, разоблачавших недостатки советской жизни: бюрократов, карьеристов, взяточников, мещан и бракоделов. Сергею Михалкову, который стал главным редактором «Фитиля» удалось превратить серьезные проблемы в веселые и смешные. Всего за 45 лет существования киножурнала появились 420 выпусков. В нашем обзоре 10-ка самых популярных «фитилевских» короткометражек.

00:00 - 1. «Пострадавший». 1962 год
В этом выпуске с участием Юрия Никулина директор текстильной фабрики выгораживает вора-домушника, проникшего в его квартиру и укравшего наворованное. И конечно, последнюю фразу режиссёр мог доверить только Никулину.

02:37 - 2. «Не поеду». 1965 год
В этом выпуске «Фитиля» снялась несравненная Фаина Раневская. Государства исчезают с карты, времена меняются, а проблемы остаются.

07:16 - 3. «Соображаем на троих», 1965 год
Известнейшие комики советского кино Ролан Антонович Быков, Михаил Иванович Пуговкин и Савелий Викторович Крамаров демонстрируют, что такое в понимании многих граждан «культурный отдых».

09:40 - «Порожняк». 1969 год
Короткометражный фильм «Порожняк» стоит и сегодня посмотреть и руководителям бизнеса, и менеджерам среднего звена. Такие ситуации не редкость и сегодня.

12:25 - 5. «Несознательный». 1970 год
Сатирическая короткометражка и технике безопасности и производительности труда в СССР.

13:35 - 6. «Трезвый подход». 1974 год
В этой сатирической короткометражке Евгений Леонов, вжившийся в роль выпивохи, рассказывает о полезных свойствах алкогольных напитков.

20:17 - 7. «Человек и закон». 1975 год
«Кто что охраняет, тот то и имеет. Ничего не охраняешь, ничего не имеешь», — это легендарная цитата Жванецкого стала лейтмотивом этого выпуска «Фитиля».

22:06 - 8. «Экзамен». 1978 год
ЕГЭ в 1978 году не было, но проблема, которую подняли создатели ролика актуально и сегодня. И да, Владимир Этуш, как всегда, не отразим.

24:56 - 9. «Без взаимности» 1979 год
История о том, что происходило, когда люди социализма сталкивались с рыночными отношениями.

27:43 - 10. «Горько!». 1987
Сатирический ролик режиссёра Леонида Гайдая о перегибах антиалкогольной кампании.

Сатира и юмор СССР,  лучшие советские юмористы с произведениями, которые актуальны и в наше время.

Подписаться на канал https://www.youtube.com/channel/UCoOe... .

Произведена восстановительная работа со звуком и изображением.

Общественное достояние СССР Public Domain.

0

115

Топ фактов о Кремле. Вместо урока истории.

Подробная экскурсия по Кремлю с лучшим экскурсоводом города Москвы по версии Российского географического общества.

0

116

https://www.youtube.com/watch?v=BoPXTkkZvfE

БАНДИТЫ ЭПОХИ СОЦИАЛИЗМА. ГЕНИЙ ПОДДЕЛКИ

https://yt3.ggpht.com/a-/AN66SAyN6dJaSDqvz04KoBDtQ85vHK_moKdaqxhSxw=s48-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no СЕНАТСКИЕ ВЕДОМОСТИ

SENATFILM: видеоканал журнала СЕНАТОР - http://www.senat.org

0

117

http://topast.ru/samaia-yjasnaia-katastrofa-v-sssr/

Самая ужасная катастрофа в СССР

Ночью с 3 на 4 июня 1989 года на железнодорожном перегоне Аша — Улу-Теляк неподалёку от Уфы из-за прорыва трубопровода на пути движения поездов скопилось большое количество легковоспламеняемой газобензиновой смеси. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов случайная искра спровоцировала сильнейший взрыв. Погибло почти 600 человек.
С началом перестроечной эпохи в СССР резко выросло количество серьёзных катастроф и аварий. Каждые несколько месяцев происходило то одно, то другое страшное событие, уносившее множество жизней. Всего за несколько лет утонули две атомные подводные лодки, затонул пароход «Адмирал Нахимов», произошла авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, одна за другой следовали железнодорожные аварии. Складывалось ощущение, что и техника, и природа взбунтовались одновременно.
Но зачастую к непоправимым последствиям приводил не отказ техники, а человеческий фактор. Самое обычное разгильдяйство. Ответственным работникам словно стало наплевать на все должностные инструкции. Менее чем за два года перед аварией под Уфой одна за другой произошли четыре серьёзные аварии на железных дорогах, повлекшие немалые жертвы. 7 августа 1987 года на станции Каменская грузовой поезд слишком сильно разогнался, не смог затормозить и смял стоявший на станции пассажирский поезд, в результате чего погибло более ста человек.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/06/3a336d093a446329d55fd9e622e9fa3a.jpg

Вагоны поезда № 237 Москва — Харьков, потерпевшего крушение на станции Ельниково Белгородской области.
Причиной катастрофы стало грубейшее нарушение инструкций сразу несколькими служащими. 4 июня 1988 года в Арзамасе взорвался поезд, перевозивший взрывчатку. Погибло более 90 человек. В августе того же года скоростной поезд «Аврора», следовавший по маршруту Москва — Ленинград, из-за грубейшей халатности дорожного мастера потерпел крушение. Погиб 31 человек. В октябре 1988 года произошло крушение и взрыв грузового поезда в Свердловске, из-за чего погибло 4 человека и пострадало более 500. В большинстве этих происшествий ключевую роль сыграл человеческий фактор.
Казалось, волна катастроф и аварий должна была вызвать гораздо более серьёзное и ответственное отношение к должностным инструкциям и нормам безопасности. Но, как выяснилось, этого не произошло, и новые кошмарные события не заставили себя ждать.

Злосчастный трубопровод

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/06/31277d189153411c2263ba1b4c1c60b7.jpg

В 1984 году был построен трубопровод ПК-1086 по маршруту Западная Сибирь — Урал — Поволжье. Изначально он предназначался для транспортировки нефти, однако незадолго до его ввода в эксплуатацию нефть решено было заменить на сжиженную газобензиновую смесь. Поскольку первоначально планировалось перегонять по нему нефть, трубопровод имел диаметр труб 720 мм. Перепрофилирование под транспортировку смеси требовало замены труб. Но из-за нежелания тратить средства на замену уже проведённой магистрали ничего менять не стали.
Хотя трубопровод проходил через населённые регионы и несколько раз пересекался с железнодорожными магистралями, в целях экономии решено было не устанавливать автоматическую телеметрическую систему, которая позволяла быстро диагностировать возможные утечки. Вместо них использовались обходчики и вертолёты, замерявшие концентрацию газа в атмосфере. Однако позднее упразднили и их и, как оказалось, за трубопроводом вообще никто не следил, потому что было жалко денег. Высокое начальство решило, что гораздо дешевле не тратить силы и средства на диагностику неполадок, а переложить её на плечи местных жителей. Дескать, вот сообщат обеспокоенные жители об утечке, тогда и будем работать, а так пусть всё идёт как идёт, зачем на это деньги тратить.
Уже после начала работы трубопровода вдруг выяснилось, что кто-то где-то недосмотрел и трубопровод провели с нарушением правил. На одном из трёхкилометровых участков труба проходила менее чем в километре от населённого пункта, что запрещалось инструкцией. В итоге пришлось делать обвод. Земляные работы проводились именно на том участке, где позднее и произошла утечка, приведшая к взрыву.
Земляные работы на участке проводились с привлечением экскаваторов. В ходе работ один из экскаваторов повредил трубу, чего никто не заметил. После установки обвода трубу сразу же зарыли. Что было грубейшим нарушением инструкций, которые требовали в обязательном порядке провести проверку целостности участка, на котором проводились ремонтные работы. Рабочие не стали проверять участок на прочность, начальство также не проконтролировало их работу. Акт приёма работ был подписан не глядя, без каких-либо проверок участка, что также было недопустимо.
Именно на этом участке трубопровода, который был повреждён при работах, в процессе эксплуатации образовалась щель. Утечка газа через неё и привела к трагедии.

Очередная халатность

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/06/8cc9bff64e736339bd441bd1dde06400.jpg
Кадр из документального фильма «Магистраль». Строительство нефтепровода «Дружба».

Впрочем, катастрофы можно было бы избежать, если бы не очередная порция наплевательского отношения персонала к своим обязанностям. 3 июня, примерно в 21 час вечера, операторы трубопровода получили сообщение с Миннибаевского газоперерабатывающего завода о резком падении давления в трубопроводе и снижении скорости поступления смеси.
Однако обслуживающий персонал, работавший в тот вечер, не стал заморачиваться. Во-первых, пульт управления всё равно находился более чем в 250 километрах от участка и сразу проверить его они не могли. Во-вторых, оператор спешил домой и боялся опоздать на автобус, поэтому не оставил сменщикам никаких инструкций, сказав только, что на одном из участков снизилось давление и надо «поддать газку».
Заступившие в ночную смену операторы увеличили давление. Судя по всему, утечка существовала уже давно, но повреждение трубы было незначительным. Однако после увеличения давления произошло новое повреждение на проблемном участке. В результате повреждения образовалась щель почти двухметровой длины.
Менее чем в километре от места утечки проходил один из участков Транссибирской магистрали. Утекавшая смесь оседала в низине неподалёку от железнодорожных путей, образовав своеобразное газовое облако. Достаточно было малейшей искры, чтобы превратить участок в огненный ад.
В течение этих трёх часов, пока газ накапливался возле магистрали, по участку неоднократно проходили поезда. Некоторые машинисты сообщали диспетчеру о сильной загазованности в этом районе. Однако железнодорожный диспетчер не стал предпринимать никаких мер, поскольку не имел связи с операторами трубопровода, а на свой страх и риск не решился тормозить движение по Транссибирской магистрали.
В это время навстречу друг другу двигались два поезда. Один шёл из Новосибирска в Адлер, другой возвращался в противоположном направлении, из Адлера в Новосибирск. Вообще-то, их встреча на данном участке не была предусмотрена расписанием. Но поезд, ехавший из Новосибирска, незапланированно задержался на одной из остановок из-за того, что у одной из беременных пассажирок начались схватки.

Авария

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/06/e082753e23e7909b7bb3a350c7daf285.jpg

Около 1:10 минут 4 июня (в Москве был ещё поздний вечер 3 июня) два поезда встретились на участке. Они уже начинали разъезжаться, когда раздался сильнейший взрыв. Мощность его была такова, что столб пламени наблюдали за десятки километров от эпицентра. А в находившемся в 11 километрах от взрыва городе Аша оказались разбужены почти все жители, поскольку взрывная волна выбила стёкла во многих домах.
Место взрыва находилось в труднодоступной местности. В непосредственной близости не было населённых пунктов, к тому же вокруг были леса, что затрудняло проезд техники. Поэтому первые бригады врачей прибыли не сразу. К тому же, по воспоминаниям врачей, первыми прибывшими на место катастрофы, они были потрясены, поскольку не ожидали увидеть ничего подобного. Они ехали по вызову на возгорание пассажирского вагона и были готовы к некоторому количеству пострадавших, но никак не к той апокалиптической картине, которая предстала перед их глазами. Можно было подумать, что они оказались в эпицентре взрыва атомной бомбы.
Мощность взрыва составляла порядка 300 тонн в тротиловом эквиваленте. В радиусе нескольких километров был уничтожен весь лес. Вместо деревьев остались пылающие палки, торчавшие из земли. Несколько сотен метров железнодорожного полотна было уничтожено. Рельсы были искорёжены или вообще отсутствовали. Опоры контактной сети были повалены или сильно повреждены в радиусе нескольких километров от взрыва. Повсюду лежали вещи, элементы вагонов, тлеющие обрывки одеял и матрасов, фрагменты тел.
Всего в двух составах было 38 вагонов, 20 в одном поезде и 18 в другом. Несколько вагонов были искорёжены до неузнаваемости, остальные были объяты пламенем как снаружи, так и изнутри. Часть вагонов просто выбросило взрывом с путей на насыпь.
Когда стал ясен чудовищный масштаб трагедии, из всех населённых пунктов в окрестностях срочно были вызваны все врачи, пожарные, милиционеры, солдаты. За ними потянулись и местные жители, помогавшие кто чем мог. Пострадавших на машинах вывозили в больницы Аши, откуда переправляли вертолётами в клиники Уфы. Туда на следующий день начали прибывать специалисты из Москвы и Ленинграда.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/06/e6d76b3e592226a0df40d7cc44e3e5c3.jpg

Оба поезда были «курортными». Уже начался сезон, люди целыми семьями ехали на юг, поэтому поезда были переполнены. Всего в обоих составах находилось более 1300 человек, с учётом как пассажиров, так и работников поездных бригад. Более четверти пассажиров составляли дети. Не только ехавшие с родителями, но и направлявшиеся в пионерские лагеря. В Челябинске к одному из составов прицепили вагон, в котором на юг ехали хоккеисты юношеской команды челябинского «Трактора».
По различным оценкам, погибло от 575 до 645 человек. Такой разброс объясняется тем, что на маленьких детей в то время отдельных билетов не выписывалось, поэтому число погибших могло быть больше, чем официально объявленные 575 человек. Кроме того, в поезде могли находиться и зайцы. В «курортные» поезда билеты раскупались быстро и хватало не всем, поэтому существовала негласная практика проезда в купе проводников. Конечно, за определённую плату самим проводникам. Почти треть погибших, 181 человек, — дети. Из десяти хоккеистов «Трактора», ехавших в прицепном вагоне, выжил только один юноша. Александр Сычёв получил серьёзные ожоги спины, однако смог восстановиться, вернуться в спорт и выступать на самом высоком уровне вплоть до 2009 года.
Более 200 человек погибли непосредственно на месте. Остальные скончались уже в больницах. Пострадало более 620 человек. Почти все получили серьёзные ожоги, многие остались инвалидами. Лишь нескольким десяткам счастливчиков удалось уцелеть и не получить серьёзных повреждений.

Последствия

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/06/8655715f3e16bf96fdad4c68bae9ab0a.jpg

Днём 4 июня на место катастрофы прибыл Михаил Горбачёв в сопровождении членов правительственной комиссии по расследованию аварии, которую возглавил Геннадий Ведерников. Генеральный секретарь заявил, что катастрофа оказалась возможной из-за безответственности, дезорганизации и бесхозяйственности должностных лиц.
Это уже был период гласности, поэтому данная катастрофа, в отличие от многих других, не замалчивалась и освещалась в средствах массовой информации. По своим последствиям авария под Уфой стала самой крупной катастрофой в истории отечественных железных дорог. Её жертвами стало почти столько же людей, сколько погибло за всё время существования железных дорог в Российской империи (более 80 лет).
Поначалу всерьёз рассматривалась версия о теракте, но позднее от неё отказались в пользу взрыва газа из-за протечки трубопровода. Однако так и не было выяснено, что конкретно послужило причиной взрыва: выброшенный из окна поезда окурок или случайная искра из токоприёмника одного из электровозов.
Авария имела такой резонанс, что на этот раз следствие всеми силами демонстрировало, что намерено привлечь всех виновников, не глядя на их заслуги. Поначалу действительно казалось, что преследованием «стрелочников» не обойдётся. Следствие интересовалось весьма высокопоставленными лицами, вплоть до заместителя министра нефтяной промышленности Шагена Донгаряна.
В процессе следствия выяснилось, что трубопровод был оставлен практически без присмотра. В целях экономии средств были отменены практически все диагностические предприятия, начиная от телеметрической системы и заканчивая обходчиками участков. Фактически линия была бесхозной, за ней толком никто не следил.
Как это часто и бывает, начинали очень бодро, но потом дело забуксовало. Вскоре начались разного рода политические и экономические катаклизмы, связанные с распадом СССР, и катастрофа постепенно стала забываться. Первое судебное заседание по делу состоялось уже не в СССР, а в России в 1992 году. По его итогам материалы отправили на доследование, а само расследование резко сменило вектор и из числа фигурантов дела исчезли высокопоставленные персоны. А главными обвиняемыми оказались не те, кто эксплуатировал трубопровод с нарушениями элементарных требований безопасности, а рабочие, ремонтировавшие участок.
В 1995 году, спустя шесть лет после трагедии, состоялся новый суд. В качестве обвиняемых на нём фигурировали рабочие ремонтной бригады, которые делали отвод на участке, а также их начальство. Все они были признаны виновными. Несколько человек сразу были амнистированы, остальные получили небольшие сроки, но не в лагере, а в колонии-поселении. Мягкий приговор прошёл практически незамеченным. За прошедшие шесть лет в стране произошло немало катаклизмов, и страшная катастрофа под Уфой за это время отошла на второй план.

0

118

http://topast.ru/znamenityi-artefakt-iz-sssr/

http://topast.ru/wp-content/uploads/2017/01/lo2.jpg

Знаменитый артефакт из СССР

Без молока советские люди не могли прожить и дня. Так что у многих людей родом из СССР молоко в треугольных пакетах, пожалуй, самая «ностальгическая» вещь ушедшего времени.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/10/d057f59c4a287b952a10a9efcb4646ee.jpg

Тетраэдрический пакет для молока был изобретен в 1944 году, но внедрен в производство только после Второй Мировой войны, когда были разработаны специальная технология и оборудование для защиты бумажной поверхности полиэтиленом.
С производства таких упаковок и началась деятельность компании «Tetra pack». Ходили различные слухи про изобретение молочной упаковки, кто-то считал, что ее изобрел сам Рубен Раусинг, но многие сотрудники компании говорят, что эта замечательная идея пришла в голову лаборанта компании Эрика Валленберга. Так же произошло и с проблемой, с которой столкнулись при наполнении и герметичном запаковывании пирамиды. Решение этой проблемы пришло в голову другого рядового специалиста компании Эрика Торудта. Но все эти изобретения были присвоены Раусингом, который на тот момент времени уже распоряжался компанией единолично. Но большим плюсом Раусинга было то, что он всегда был, одержим трудностями компании и всегда тщательно обдумывал все проблемы, даже когда они уже были окончательно утверждены и приняты в разработку. Так что его молочная пирамидка дала настоящий революционный толчок в развитии пищевой упаковочной промышленности.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/10/a9c5b7d951b7203e3a6dfb886c65ee13.jpg

Первые испытания тетраэдра начались только в 1952 году, а успешно завершилось только спустя несколько лет. Народ долго приспосабливался к первым молочным пирамидкам, так как при срезании верхней ее части молоко часто выплескивалось.
Упаковка «Тетра Классик» (Tetra Classic) была пущена в производство в 1952 году (более популярный в настоящее время вид упаковки — параллелепипед «Тетра Брик» (Tetra Brik) был создан в 1963 году). Одним из существенных недостатков этого вида пакетов была невозможность плотной упаковки их в ящики и контейнеры прямоугольной формы (для их хранения использовались специальные шестиугольные контейнеры), что приводило к непроизводительному росту транспортных и складских расходов.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/10/660e25e75b4ac9eca0d2198875e2796c.jpg

В 1959 году началось производство тетрапакетов в СССР, в то время как в самой Швеции их производство было прекращено как раз в этом году. Выпускались разной ёмкостью: 500-граммовая (для молока и кефира), 300-граммовая (молоко, сливки) и 100-граммовая (для сливок, выпускалась в год Олимпиады-80). Они были оформлены по-разному, в зависимости от вида продукта. Так, пакеты для пастеризованного молока и для молока стерилизованного имели разные рисунки.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/10/77d95e3acc0f505cf8e429ea094443cf.jpg

Молочные тетраэдры выносили в торговый зал в специальных шестиугольных алюминиевых или пластмассовых поддонах.
Пустые треугольные пакеты мальчишки не выкидывали. Их клали на пол и со всей силы хлопали по ним ногой – при удачном ударе происходил довольно громкий хлопок, который разносился по школе и пугал девчонок. Если же ты не до конца выпил молоко, то при хлопке молочные капли разлетались во все стороны, что тоже было весело.

0

119

http://topast.ru/kak-posly-ssha-8-let-r … ossekrety/

http://topast.ru/wp-content/uploads/2017/01/lo2.jpg

Как послы США 8 лет рассказывали Сталину госсекреты

После войны подарок послу США в России позволил отечественным спецслужбам слушать разговоры высокопоставленных сотрудников дипмиссии на протяжении нескольких лет.

Вам жучок

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/07/1996a9ef02940768d40cea965818b5ee.jpg

Война спецслужб, по сути, началась ещё в 30-е годы. Первые американские дипломаты, прибывшие в СССР в 1934 году, сразу же обнаружили микрофоны в своих служебных кабинетах и квартирах. Также НКВД вербовало и использовало людей, работающих при посольстве: шофёров, гувернанток, поваров, садовников, электриков и других.
После начала Второй мировой войны, когда немцы вплотную подошли к Москве, советское правительство предложило иностранным дипломатам переехать в Куйбышев (Самара). Дипломаты предложением воспользовались и эвакуировались, оставив посольства фактически пустыми с минимальным числом персонала. НКВД естественно начинил микрофонами каждое западное посольство в Москве. Когда немцев от Москвы отодвинули, представители дипмиссий вернулись в Москву.
Чтобы обезопасить себя от обвинений в слежке и подслушивании за союзниками, советские руководители нашли приемлемое объяснение для западных дипломатов, если они обнаружат микрофоны в своих резиденциях. Согласно ей НКВД заранее установил микрофоны подслушивания в наиболее престижных зданиях Москвы, в том числе в дипрезиденциях, на случай размещения в них германских штабов и руководства оккупационной администрации. Американский дипломат Аверелл Гарриман, получив такое объяснение, сделал вид, что оно его удовлетворило, но, вернувшись в посольство, он распорядился усилить меры безопасности.

«Златоуст»

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/07/4d2e10b2abcbae0ebe1fd03f69fcd4b0.jpg

Попытки НКВД найти возможность получения информации из посольства США продолжались. В 1943 году в Кучинской тюрьме-шарашке один из заключённых — учёный Лев Термен — открыл уникальную систему съёма информации. Разработанный им эндовибратор представлял собой подслушивающее устройство, которое работало без элементов питания и электроники на основе высокочастотного резонанса. Получив уникальный механизм ведомство Лаврентия Берии начало прорабатывать план по внедрению «златоуста» (так назвали этот аппарат) на территорию дипмиссии США.
Было принято решение сыграть на страсти посла Гарримана к поделкам из редких пород дерева. В НКВД решили подарить послу герб США, выполненный из экзотических сортов древесины, в который должен был быть вставлен «златоуст». В конце 1944 года Берия доложил Сталину о полной готовности американского герба, внутри которого искусно спрятали новый аппарат подслушивания. Испытания показали, что устройство может работать.

Троянский герб

С 4 по 11 февраля 1945 года в Ялте проходила конференция глав стран — участниц антигитлеровской коалиции. 8 февраля народный комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов вручил Рузвельту и Черчиллю приглашение от советских пионеров посетить лагерь «Артек». От имени всех детей СССР пионеры «Артека» выражали глубокую признательность странам, оказавшим неоценимую помощь в борьбе против фашизма и приглашали Рузвельта и Черчилля посетить «Артек» 9 февраля 1945 года.
И Берия, и Сталин прекрасно понимали, что ни Рузвельт, ни Черчилль, у которых каждый день пребывания в Ялте расписан буквально по минутам, в самом разгаре конференции никуда не поедут. Не поедут и вторые лица делегации — министры иностранных дел. Миссия встречи с советскими пионерами будет перепоручена чрезвычайным и полномочным послам: США — Авереллу Гарриману и Великобритании — Арчибальду Керру.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/07/f4466a80a0f9dba451b739a13e6ec229.jpg

9 февраля на территорию «Артека» въехал кортеж с иностранными гостями. Под конец встречи оркестр заиграл американский гимн, а пионеры запели «Звездное знамя» на английском языке. Растроганный Гарриман пустил слезу. Пионеры внесли сверкающий лаком огромный деревянный герб США и вручили восторженному послу паспорт-сертификат. Под гром оваций личный переводчик Сталина Валентин Бережков перевел содержание сертификата: самшит, сандал, слоновая пальма, секвойя, черное и красное дерево, парротия персидская, черная ольха — из деревьев самых ценных пород пионеры «Артека» своими руками изготовили этот чудесный подарок.
Потерявший дар речи Гарриман пробормотал: «Какая красота! Куда ж я его дену?» Заранее проинструктированный Бережков подошёл сзади и голосом змея-искусителя посоветовал: «Повесьте в рабочем кабинете. Британцы от зависти просто умрут».
«Златоуст» действительно повесили в рабочем кабинете посла, прямо над его креслом.

Операция «Исповедь»

После этого сотрудники НКВД выселили в зданиях справа и слева от посольства жильцов, их место заняли сотрудники госбезопасности. А в комнатах верхних этажей соседних зданий начал работать технический персонал, обеспечивая бесперебойную работу «златоуста» и записывая передаваемую им информацию. «Златоуст» бесперебойно работал восемь лет.
Он пережил четырех послов. Примечательно, что каждый новый посол полностью менял в кабинете интерьер, от мебели до чернильного прибора и паркета, но герб неизменно оставался на своём месте. Герб неоднократно обследовался специалистами отдела, обеспечивающего безопасность посольства, но подарок советских пионеров с честью прошёл не одну проверку, пока в 1953 году «златоуста» не сдал врагу перебежчик — подполковник ГРУ Пётр Попов.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/07/f061b47e992b4e426f43d7747c397034.jpg

Советская система подслушивания была скопирована лабораториями ЦРУ, ФБР, а также частными фирмами, но как она всё-таки работает, так никто понять и не смог. Устройство отправили в Лондон, Питеру Райту, известному учёному. Райт во время и после войны был также главным консультантом британской контрразведки MИ-5. Именно Райт нашёл разгадку — всё дело в тонкой плёночной мембране, которую повредили при транспортировке! Инженер потратил более двух месяцев, чтобы восстановить мембрану и включить новое устройство. Британец назвал его «объёмным пассивным резонатором» и определил принцип работы, основанный на эффекте модуляции отражённых от «златоуста» радиоволн, которые фиксировались специальным радиоприемником.
Чтобы активизировать «златоуст», секретный пост НКВД, расположенный в соседнем с посольством здании, направлял на деревянный герб постоянный радиосигнал частотой 800 МГц. Когда в кабинете разговаривали, тонкая плёночная мембрана вибрировала под воздействием звуковых волн. И эта вибрация модулировала отражение облучающего радиосигнала. Отражённые радиоволны попадали на радиоантенну уже другого, приёмного поста НКВД в квартире стоящего рядом здания. Уникальность «златоуста» была в том, что он не требовал электропитания и действовал так же, как зеркало при отражении света.
Американцы долго хранили в секрете столь унизительное для них открытие. Только в 1960 году, после инцидента со сбитым советскими ПВО самолётом-шпионом, ведомым Гэри Пауэрсом, сделали ответное заявление об использовании спецслужбами СССР подслушивающего устройства в посольстве США в Москве.
Во время чрезвычайной сессии ООН представитель США продемонстрировал герб и вмонтированный в него микрофон. Позже герб и «златоуст» были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности.

0

120

http://topast.ru/tragediia-v-sokolnikah … i-jvachki/

http://topast.ru/wp-content/uploads/2017/01/lo2.jpg

Трагедия в Сокольниках, приведшая к появлению советской жвачки

Первая половина 70-х годов прошла для советских школьников под знаком жвачки. Импортной, конечно, потому что отечественную тогда еще не производили. Мальчики и девочки с ума сходили по дефицитным красочным вкладышам. Обменивались ими, коллекционировали, придумывали игры. А сами резинки, бывало, жевали целой компанией по очереди.
Повальное увлечение западным продуктом, само собой, не поощрялось. Тех, кто злоупотреблял жвачкой, вызывали на ковер к директору школы, песочили на пионерских собраниях. По стране оперативно распространился знаменитый миф о дырках в желудке. Парадокс, но вскоре государство оказалось перед необходимостью наладить производство советской жвачки. И причиной тому стали трагические события.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/11/75b0b3dc417eedc01596ef8b16ac023e.png

В марте 1975 года юношеская хоккейная команда из Канады «Бэрри Кап» прилетела в Москву, чтобы сыграть несколько товарищеских матчей со сверстниками из СССР. Спонсором поездки был мировой лидер по производству жевательной резинки Wrigley. По условиям контракта, канадцы получили по 15-килограммовой коробке со жвачками, которую они обязаны были бесплатно раздавать.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/11/412e50f16b5fd9cd15a7f4740dccc00c.png

Третий матч серии прошел во дворце спорта «Сокольники» в присутствии четырех тысяч зрителей. Трибуны были заполнены в основном школьниками, которые наслушались про щедрых иностранцев и пришли за своей порцией лакомства. После игры канадцы спустились к своему автобусу и оттуда принялись бросать жвачки на балкон.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/11/301f9458bd811e2446c7fd03d32472b7.png
Дворец спорта «Сокольники»

Сотни пластинок не долетали до людей и падали на землю. Болельщики решили спуститься за ними по лестнице, не зная, что юго-восточный выход закрыт. Там была так называемая накопительная площадка. Образовалась страшная давка. Напиравшая сверху молодежь призывала проходить дальше, но тем, кто уже спустился, идти было некуда. В результате погиб 21 человек, в том числе 13 детей.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/11/8ead3fe3d06820fb245f253998c5399a.png

Директору дворца и начальнику местного РУВД дали реальные тюремные сроки за халатность. СМИ, естественно, о трагедии умолчали. Однако влияние на правительственные умы она оказала. Для того чтобы погасить помешательство на заграничной жвачке, было решено запустить производство своей.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/11/4bb23596a3c906a824039b0ae45b6d44.png

Первая партия резинок сошла с конвейера завода в Ереване в 1976 году. Вскоре необходимое оборудование установили на макаронной фабрике в Ростове-на-Дону. Сначала было всего две разновидности: «Жевательная резинка» с фруктовым вкусом и «Ну, погоди!» с мятным.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/11/b633e91e3bf05fe133ff5a5dfc0a8880.png

В 80-е годы стараниями фабрики «Рот Фронт» ассортимент расширился до пяти видов: «Мятная», «Апельсиновая», «Клубничная», «Малиновая» и «Кофейный аромат». Изначально жвачку продавали пачками по пять пластинок в каждой. Стоило такое удовольствие 60 копеек. Но для молодежи такая цена оказалась слишком высокой. Поэтому цену снизили и начали продавать пластинки поштучно.

http://topast.ru/wp-content/uploads/2018/11/188fdd148e15b72cb6f2dce1998ca641.png

А в апреле 2013 года на стадионе «Сокольники» повесили мемориальную табличку в память о жертвах трагедии, послужившей причиной появления советской жвачки.

0


Вы здесь » Транспортный форум » Офф-ТОП » Назад в СССР