Зачем эта конструкция на ж.д. пути?
На железной дороге много различных устройств. Значение и предназначение многих из них простому обывателю может быть не известно.
Сегодня раскроем предназначение устройства, которое определяет сход подвижного состава, либо волочение подвагонного оборудования - УКСПС.
Основная функция такого типа устройств - контроль нижнего габарита подвижного состава. Контролировать его необходимо для того, чтобы не допустить въезд поезда с сошедшими вагонами (волочащимися элементами) на станцию или на (в) искусственные сооружения (мосты, тоннели).
Схематически устройство контроля схода подвижного состава выглядит так. Устанавливается оно перпендикулярно оси пути.
Конструктивно имеет несколько разрушаемых элементов установленных на жесткой раме, которые объединены тросовыми перемычками образующими последовательную электрическую цепь.
Принцип действия датчика очень прост. При разрушении одной из планок электрическая цепь обрывается, отпадает якорь контрольного реле, контакты которого включены в зависимость со светофором. Светофор перекрывается на запрещающее показание и поезд останавливается. В дополнение к перекрытию светофора в эфир передается радиосообщение о нарушении габарита.
Датчики УКСПС бывают разных конструкций и типов установки. Но функция у всех одна - выявлять нарушение нижнего габарита.
Датчик УКСПС с деревянными вставками. Дерево как более мягкий материал лучше фиксирует место удара.
Датчик УКСПС с элементами из тонкого металла, сминаемыми пластинками "индикаторами соударения", которые фиксируют место удара.
Датчик УКСПС состоящий из керамических трубок с контрольной проволокой внутри. При разрушении трубки, от воздействия внешних сил, контрольная проволока и электрическая цепь обрываются.
Датчик УКСПС для четырехниточного пути.
Датчики УКСПС красят краской, чаще желтой, как наиболее яркой, для определения места удара. В случае удара по датчикам каким то элементом подвижного состава на нем остается краска с датчика, что так же позволяет ускорить поиск причин срабатывания при осмотре состава.
Не допускается установка датчиков УКСПС рядом со стыками, так как удары колес от проходящих поездов вызывают в районе стыка сильную вибрацию. Данная вибрация может воздействовать на конструкцию УКСПС. Постоянные динамические воздействия вызывают усталостные трещины в элементах УКСПС, что со временем приводит к деградационным последствиям и ложным срабатываниям.
Усталостная трещина в месте уменьшенного сечения
А ложные срабатывания - это необоснованные задержки поездов со всеми вытекающими последствиями.
В регионах с бездорожьем, где железная дорога является единственной артерией, по которой можно передвигаться, датчики УКСПС часто ломают техникой местные жители. Люди используют железнодорожное полотно для передвижения между населенными пунктами.
Двигаясь вдоль пути на буране зимой, или любой другой колесной технике летом, происходит повреждение датчиков и срабатывание аппаратуры контроля.
Все это вызывает необходимость отправлять работников, из числа эксплуатационного штата, в любое время суток, для замены разрушенных элементов и восстановления работоспособности датчика.
Также не редки случаи, когда из-за повреждения УКСПС посторонними лицами, происходят необоснованные задержки поездов.