1. Общие замечания

Донбасс в плане железнодорожных перевозок обслуживается на 90 % Донецкой железной дорогой. Участки Сватово - Купянск и Святогорск - Купянск в пределах Луганской и Донецкой областей соответственно обслуживаются Южной железной дорогой, а линия Красноармейск – Павлоград – Новомосковск – Приднепровской железной дорогой. Кроме того, в Донбассе имеются несколько разветвленных систем ведомственных линий (Донецкпогрузтранс, Макеевпогрузтранс, Пролетаскпогрузтранс, Димитровпогрузтранс, Добропольепогрузтранс, Мариупольское УПЖТ и др.) и подъездных путей промышленных предприятий (Комсомольское РУ, Дружковское РУ, Докучаевский ФДК, Донецкий МЗ, Макеевский МЗ и др.). Железнодорожная сеть Донбасса – одна из самых разветвленных, густых и грузонапряженных в мире; переплетения отдельных железнодорожных веток до сих пор вызывают некоторые трудности у неподготовленных путешественников. Основные направления электрифицированы; практически все сквозные направления - с регулярным пассажирским (рейсовым и нерейсовым) сообщением различной периодичности. Количество пар пассажирских и пригородных поездов в сутки на различных направлениях колеблется от 0 до 30 в сутки, грузовых - от 1 до 50 в сутки.

Крупнейшие железнодорожные узлы Донбасса: Горловка, Дебальцево, Иловайск, Красноармейск, Криничная, Кондрашевская-Новая, Никитовка, Новомосковск, Павлоград, Попасная, Родаково, Северск, Углегорск, Ясиноватая. Крупнейшие железнодорожные станции: Горловка, Дебальцево, Донецк, Иловайск, Красноармейск, Кондрашевская-Новая, Красный Лиман, Луганск, Никитовка, Павлоград, Попасная, Родаково, Славянск, Ясиноватая. Самая разветвленная железнодорожная сеть в городах (агломерациях): Артемовск, Горловка, Димитров, Доброполье, Донецк, Луганск, Красный Луч, Макеевка, Мариуполь, Снежное, Стаханов, Торез и др. Станция Ясиноватая является крупнейшей "одиночной" станцией в СНГ, где сосредоточен громадный железнодорожный комплекс (вокзал, узел, сортировка, локомотивное и моторвагонное депо, парки и пр.), общая протяженность ее путей превышает расстояние от Мариуполя до С.Петербурга. Самыми напряженными в плане железнодорожных перевозок являются двухпутные электрифицированные направления (Лозовая – Иловайск – Ростов, Дебальцево – Мариуполь, Дебальцево – Луганск, Дебальцево – Должанская, Ясиноватая – Чаплино – Днепропетровск, Горловка – Красный Лиман – Харьков), путешествие вдоль которых в большинстве случаев не вызывает трудностей и задержек в пути.

Так же стоит упомянуть об электрифицированных одноколейках: Красноармейск – Новомосковск, Криничная – Углегорск, Святогорск – Купянск, Ясиноватая – Константиновка, Углегорск – Светлодарское, Северск – Новозолотаревка, Донецк – Авдеевка, которые являются напряженными в плане грузоперевозок. На участках Кутейниково – Каракуба, Штеровка – Красный Луч, Щетово – Антрацит, Дебальцево – Боржиковка электрификация либо не используется, либо используется в недостаточных объемах. Кроме того, рассматриваются перспективы электрификации участков Красноармейск – Доброполье, Ясиноватая – Мушкетово и Луганск – Огородный (последний – в качестве полигона для испытаний электропоездов). Из неэлектрифицированных двухпутных грузопассажирских направлений следует отметить участки Чернухино – Торез, Дебальцево – Рубежное и Луганск – Кондрашевская. Такими же ранее были участки Рубежное – Купянск, Северск – Нырково, Волноваха - Камыш-Заря, но в последние годы здесь разобран второй путь. Участки Мерцалово – Дубово, Рутченково – Красноармейск, Доля – Иловайск – Торез, Попасная – Артемовск – Краматорск, Попасная – Никитовка, Северск – Родаково – Изварино, Должанская – Кондрашевская-Новая – Валуйки являются малодеятельными в плане грузовых и (или) пассажирских перевозок.

На электрифицированных направлениях грузовые (иногда и пассажирские) составы водят электровозы ВЛ8, ВЛ8М и ДЭ1 (приписка Донецкой ЖД). Из "неместных" локомотивов встречаются пассажирские электровозы ЧС2, ЧС7 приписки Приднепровской и Южной ЖД и переменнотоковые ЧС4 и ВЛ80 приписки Северо-Кавказской ЖД (Россия). Кроме того, на ведомственных электрифицированных линиях могут работать промышленные электровозы, внешне похожие на сарай на колесах. На неэлектрифицированных направлениях используют магистральные тепловозы 2ТЭ116 ("фантомасы"), и маневровые ЧМЭ3 (“чмухи”, “чмошники”). На ведомственных линиях наряду с ЧМЭ3 встречаются промышленные тепловозы серий ТЭМ и ТГМ. Так же часто встречается (особенно на малодеятельных линиях без пассажирского сообщения) движение путейских дрезин. Поскольку основными грузами Донбасса являются уголь и металл, их перевозят в открытых вагонах типа "гондола" с разгрузкой в вагоноопрокидывателе. Руду перевозят в вагонах с боковой разгрузкой типа "думпкар", а кокс и окатыши могут перевозить в вагонах с донной разгрузкой типа "хоппер". Крытые вагоны используют для перевозки сельхозпродукции и др. грузов. Для перевозки щебня и крупногабаритных штучных грузов используют платформы. Иногда встречаются вагоны-рефрежераторы и ЖД-трейлеры. Поскольку "Укрпошта" отказалась от перевозок своей корреспонденции, в Донбасс могут заходить только российские почтовые вагоны. Так же в пассажирских поездах встречаются почтово-багажные вагоны.

Пассажирские перевозки по железным дорогам Донбасса осуществляются в пассажирских вагонах скорых, скоростных, пассажирских, пригородных и рабочих поездов, а так же в электропоездах и дизельпоездах. С 2010 г. Донецкая Жд грозится закупить рельсовые автобусы. Пассажирские вагоны бывают спальными (со стоимостью проезда по цене авиаперелета), купейными, плацкартными и общими (даны в порядке убывания стоимости проезда в них). Так же используются межобластные вагоны, т.е. с сидячими местами: 2 класса (со стоимостью проезда, соизмеримой с ценой нефирменного плацкартного места) и 3 класса (с ценой, как за место в общем вагоне). С 2008 г. сдох последний местный поезд Сватово – Луганск с межобластными вагонами 3 класса, поэтому такие места остались только в пригородных экспрессах (см. ниже). Межобластные вагоны 2 класса используются пока что в скоростных поездах Южной ЖД. В Донбасс заходят 2 таких состава: Харьков – Донецк и Харьков – Луганск (в 2007 г. ходил поезд Харьков – Иловайск, не продержавшийся и года), но им присущ общий недостаток: обратный рейс на Харьков выполняется в ночное время. Беднейшие слои населения используют общие вагоны, стоимость проезда в которых на дальние расстояния (200 км и более) соизмерима со стоимостью проезда в пригородных поездах, но в 2007-2008 гг. были отменены все ежедневные поезда с ними. Общаки остались только в поездах № 363 Ясиноватая – Умань (из Ясиноватой – по нечетным, через Днепропетровск, Знаменку, Христиновку), № 616 Мариуполь – Полтава (из Мариуполя – по нечетным, через Горловку, Лозовую, Красноград) и № 620 Донецк – Ростов (из Донецка – по нечетным, через Иловайск, Успенскую, Таганрог).

Отдельного внимания заслуживают местные, пригородные и рабочие поезда, состоящие из общих вагонов. Если местные поезда из общих вагонгов Донецк – Старобельск, Сватово – Луганск и Дебальцево – Купянск Донецкая ЖД отменила в 2007-2008 г., а Южная ЖД отменила в 2007 г. свой такой поезд Харьков – Дебальцево, то пригородные поезда из 1-3 бывших общих вагонов под электровозом или маневровым тепловозом в Донбассе еще остались: Волноваха – Камыш-Заря, Дебальцево – Должанская - Красный Луч, Дебальцево - Красная Могила, Дебальцево – Очеретино, Кумшацкий – Бункерная, Мушкетово – Менчугово – Новый Свет, Купянск – Сватово (летом). Эти поезда называются "поездами с теткой" (поскольку проводница в них является полновластной хозяйкой вагона) или "петушками" (по аналогии того, как куры идут за петухом, так и вагоны за локомотивом). На Приднепровской ЖД пригородные и местные поезда из общих вагонов называются "ковбоями" (поскольку идут с такой скоростью, которая ранее позволяла ковбоям на Диком Западе заходить на ходу в поезда и грабить их). На Северо-Кавказской ЖД (Россия) так же имеются такие составы, один из которых до 2007 г. ходил по маршруту Миллерово – Карьер 122 км, а сейчас не ходит в связи с консервацией участка. Назывался в народе поезд "мухой", поскольку полз в связи с аварийным состоянием участка (явившимся причиной консервации) со скоростью 4-10 км/ч. Кроме того, на маршрутах Красноармейск – Легендарная – Дубово, Павлоград – раз. № 5 и Кондрашевская-Новая – Должанская (предположительно) ходят рабочие поезда, похожие на пригородные поезда "с теткой"; в вокзальных расписаниях их нет, но на линиях без рейсового пассажирского сообщения (например, Красноармейск – Дубово) в вагон пускают всех желающих уехать.

Электропоезда ходят в основном на пригородных рейсах, но с 1998 г. на Донецкой ЖД появляется такой вид транспорта, как пригородные экспрессы. Первый пригородный экспресс Ясиноватая – Иловайск – Мариуполь не продержался и года, но уже через год ввели новый рейс Ясиноватая – Мариуполь – Славянск (3-5 дней в неделю) с межобластными местами 3 класса. С ним связана волна экспрессов на Харьков с пересадкой по Краматорску. Пригородные экспрессы (тоже с вагонами 3 класса) Харьков – Краматорск, Харьков – Горловка и Харьков – Дебальцево принадлежат Южной ЖД. С 2007 г. в связи с ускорением хода ходит "Восточный Экспресс" Донецк – Днепропетровск (6 дней в неделю, дважды за сутки) с межобластными местами 2 класса. По окончании электрификации участка Дебальцево – Луганск в том же 2007 г. запущен пригородный экспресс Донецк – Луганск (с нового графика на 2008-2009 гг. – в ежедневном обращении) с межобластными местами 3 класса. Подвижной состав, используемый на пригородных и местных перевозках электропоездами, зависит от категории поезда и депо приписки состава. Так, пригородные экспрессы Ясиноватая – Мариуполь – Славянск, Харьков – Краматорск, Харьков – Горловка и Харьков – Дебальцево выполняются электропоездами ЭР2Т, впрочем, как и большинство пригородных рейсов электропоездов на Донецкой ЖД. Экспрессы Днепропетровск – Донецк, Донецк – Луганск выполняются "кругломордыми" электропоездами ЭПЛ2Т; с 2000 г. некоторые пригородные рейсы Ясиноватского депо выполняются "плоскомордыми" электропоездами ЭПЛ2Т. Вагоны ЭПЛ2Т отличаются от вагонов ЭР2Т наличием дополнительного тамбура посредине вагона, а так же более эстетичной и комфортной компоновкой салона. Пригородные рейсы Славянского депо могут выполняться как электропоездами ЭР2Т, так и ЭД2Т, значительно не отличающимися друг от друга. Недавно в Славянское депо поступила новая электричка ЭД4М для рейсов в режиме экспресса.

Дизельпоезда курсируют в основном на пригородных маршрутах Иловайского, Дебальцевского, Попаснянского, Сватовского и Родаковского депо, однако с 2000 г. имеется пара-тройка маршрутов пригородных экспрессов с вагонами 3 класса: Сватово – Попасная – Дебальцево (6 дней в неделю) и Иловайск – Мелитополь (3 раза в неделю). В основном используются старые добрые поезда Д1, пережившие не один капремонт, перебранные не один раз составы (или "конструкторы") с вагонами, работающими ранее в разных поездах, иногда разваливающиеся на ходу. Впрочем, если капремонт прошел недавно, и был качественным, то Д1 смотрятся очень даже ничего... В Дебальцево Д1 все списаны, там работают 4 состава ДПЛ1 с секциями тепловоза 2ТЭ116 вместо головных вагонов. Такими же составами постепенно наполняют парк Родаковского депо. Внимание! На линии Дебальцево – Луганск в виду отсутствия адекватного подвижного состава пригородные рейсы выполняют дизельпоезда ДПЛ1, а на направлениях Иловайск – Квашино и Иловайск – Каракуба - Д1. До развала СССР были известны протяженные (до 300 км) рейсы дизельпоездов (Иловайск – Донецк – Луганск, Иловайск – Сватово, Попасная – Доброполье, Иловайск – Лозовая и пр.), сейчас маршрут пригородного дизельпоезда не превышает 150 км. Исключение, разве что, составляет маршрут Родаково – Лантратовка, маршрут которого составляет более 230 км из-за отсутствия подвижного состава для обособленного обслуживания бывшего участка Южной ЖД Лантратовка – Старобельск.

Самым распространенным в народе способом передвижения по железной дороге является езда на пригородных и местных поездах; за пределы региона выезжают в основном пассажирским (скорым) поездом. На магистральных направлениях широко используются волны пригородных, скоростных и местных поездов. На широтных направлениях график движения поездов в большинстве случаев сориентирован на обслуживание местного населения, что может обуславливать недостаточный пассажиропоток. Поскольку внутриобластные автобусы и маршрутки в последние 5 лет стали более доступными широким слоям населения, а их скорость превышает скорость пригородных поездов, в последнее время наблюдается спад населенности пригородных и местных поездов, что часто влечет за собой не корректировку их графика, а отмену. Такое явление характерно для широтных направлений, а так же в случаях прохождения трассы железной дороги рядом с автомобильной. Так что, будьте внимательны! На многих линиях, где были отменены пригородные поезда, имеются рабочие поезда, которые берут в вагон всех пассажиров. Так же (в основном в ночное время) используется т.н. "автостоп второго рода", т.е. перемещение в кабинах грузовых поездов, но это касается только малодеятельных направлений. На остальных участках подобные поползновения быстро пресекаются.

Самые гадкие станции в плане милиции - Красный Лиман, Горловка и Никитовка. Краснолиманская милиция может "ловить" одиночек с рюкзаками и сумками с целью обнаружения и экспраприации денег и спиртного. Горловская милиция цепляется к спящим пассажирам, особенно в электричках, находящихся в отстое по Никитовке, принимая их за деклассированный элемент. Ранее своим беспределом "славилась" так же Луганская милиция, но сейчас она на редкость подобрела. На остальных станциях, в принципе, если не делаете ничего противозаконного, стражей порядка бояться нечего. В плане гопоты самые нежелательные для посещения станции, находящиеся в маленьких городках, поселках и райцентрах, большинство из которых - не закрывающиеся на ночь (Очеретино, Чаплино, Родинская, Кондрашевская-Новая и пр.). На станциях, закрывающихся на ночь, наоборот, если договориться со станционными рабочими, иногда очень удобно переночевать (Мушкетово, Чумаково, Ларино, Артемовск-1 и пр.). Ну а с больших станций Сам Бог велел уезжать. Так же обращайте внимание на срок годности при покупке продуктов в вокзальных буфетах: если в Донецке их качество удовлетворительное, то в Красном Лимане, например, могут впихнуть и пиво годичной выдержки, и сыр, валявшийся где угодно, только не в холодильнике.

2. Популярные направления в Донбассе

Самым популярным направлением на Донецкой ЖД является ход Ясиноватая – Чаплино, который в 2007 г. ускорен до 140 км/ч. От Ясиноватой/Донецка на линии 4 пары пары пригородных поездов до Чаплино и 2 пары – до Красноармейска; все Чаплинские пары предусматривают пересадку на электрички Днепропетровского назначения. Из Днепропетровска-Главного (конечная электричек из Чаплино) ходят пригородные поезда на Красноград, Пятихатки, Кривой Рог; в городе так же имеется ст. Днепропетровск-Южный, откуда ходят "ковбои" на Апостолово. Ночная пара Ясиноватая – Чаплино (из Донецка – в 4 часа) предусматривает волну на Севастополь с пересадками в Чаплино, Синельниково-1, Запорожье-1, Мелитополе, Симферополе (ночевка). Утренняя пара Донецк – Чаплино (отправление в 7 часов) предусматривает пересадку на "петушок" Чаплино – Пологи. Дневная пара Ясиноватая – Чаплино (из Донецка – до 16 часов) является базовой для выезда в Николаев с пересадками в Чаплино, Днепропетровске (ночевка), Верховцево, Кривом Роге, Тимково. Ночная пара (из Ясиноватой в 19 часов, без захода в Донецк) интересна летом для пересадки на поезд в Бердянск (из Чаплино в 2 ночи - по нечетным и в 6 утра - по четным), зимой поездов из Чаплино в Бердянск нет. Для выезда на Одессу используют ночную и дневную пары Ясиноватая - Чаплино с пересадками по Чаплино, Днепропетровску, Кривому Рогу, Тимково, Помошной, Колосовке. Для выезда на Запорожье годятся все пары, но более удобны в плане минимума пересадок и времени в пути ночная, утренняя и дневная. Из Синельниково так же можно пересесть на электричку Лозовского назначения.

Внимание! Иногда для попадания на вечернюю пару Ясиноватая – Чаплино, для того чтобы не ехать в Ясиноватую, используют электричку Донецк – Очеретино для дальнейшей пересадки по конечному пункту поезда. Будьте осторожны, поскольку Очеретино считается гопническим местом – рядом с вокзалом неохраняемая долгостройка, привлекающая внимание бомжей и хулиганов. Так же крайне нежелательна ночевка по ст. Чаплино, поскольку там так же много гопоты и цыган, а вокзал грязный. Пассажиры ночуют по Чаплино в электричке ясиноватского назначения, заплатив небольшую мзду проводникам. Хотя, в Чаплино имеется дешевый ночной базар, известный не только в Донбассе и порождающий значительную часть пассажиропотока на направлении. По Днепропетровску ночевка более-менее сносна в платном зале ожидания (заплатив 5 грн., но сидя) или возле него (бесплатно, но стоя), в бесплатном много бомжей, которые источают смрад, выходящий далеко за пределы зала. Милиция их с периодичностью 4-5 раз в сутки выгоняет, но те возвращаются. Однако, это место намного лучше в плане ночевки, чем Чаплино.

Ежедневно кроме вторника ходят экспрессы № 813/814 и 815/816 "Восточный экспресс" Донецк – Днепропетровск с остановками по Красноармейску, Межевой, Чаплино, Синельниково-2. Время в пути – 3 часа 15 минут, что на 1-2,5 часа меньше, чем на автобусе! Билеты на сей "попугай" продаются в кассах дальнего следования; места в салоне электрички - второго класса, стоимость проезда в фирменном "Восточном Экспрессе" соизмерима со стоимостью проезда в нефирменном плацкартном вагоне. Билет от Донецка до Красноармейска стоит чуть больше, чем на автобусе, а до Днепропетровска – несколько меньше, чем на автобусе! Многие пассажиры Днепропетровского направления эту разницу уже узрели, поэтому в пятницу и воскресенье в поезде "яблоку упасть негде" - пользуйтесь для успешного выезда в эти дни предварительной кассой! По пт-вс действует "суперпредложение от Приднепровской ЖД" – проезд от Донецка до Кривого Рога за 6 часов, в которые включена пересадка по Днепропетровску (в автобусе – на 1-2 часа дольше и дороже). Так же популярны следующие методы преодоления расстояния от Донецка до Днепропетровска: ночью первой электричкой (в полночь) проехать до Ясиноватой, откуда поездами Луганск – Кривой Рог, Адлер – Киев или Кисловодск – Киев доехать до своей цели; можно воспользоваться общим вагоном и за полцены проехать в поезде Ясиноватая – Умань (кстати, общий вагон почти всегда пустой), но тот идет лишь по нечетным числам.

Направление Донецк – Камыш-Заря более медленное, малодеятельное и менее дальнобойное, чем предыдущее, однако не менее интересное. Имеется 2 волны данного направления, первая больше подходит для движения в сторону Запорожья и Мелитополя пригородными поездами. Выезжаем из Донецка первой (в 3-4 часа) или второй (в 6 часов) электричкой Мариупольского назначения в зависимости от времени отправления первого "петушка" Волноваха – Камыш-Заря, на который надо по Волновахе пересесть. Внимание! В "петушке" много "базарников", которые концентрируются в основном в 1 вагоне! По Камыш-Заре и Пологам имеются дешевые пристанционные рынки, обслуживающие Донбасс и Поднепровье. По прибытию в Камыш-Зарю придется 3-4 часа ждать "петушок" Камыш-Заря – Пологи, с которого по Пологам можно пересесть на "ковбой" в Запорожье-2. По пт-вс можно воспользоваться дизельпоездом Иловайск – Камыш-Заря: дабы не выезжать так рано, стартуем в 8 утра электричкой Ясиноватая – Мариуполь, по Доле – Волновахе пересаживаемся на вышеупомянутый дизель, а по Камыш-Заре успеваем на Пологовский "петушок". По нечетным по Пологам пересаживаемся на зимний пассажирский поезд в Бердянск (в 16 часов), если не успели - ждем ночи, в 3 часа идет круглогодичный поезд Запорожье - Бердянск (в 3 ночи, летом - ежедневно, зимой - по нечетным), летний Днепропетровск - Бердянск (в 4 ночи по нечетным). Кроме того, в 14 часов из Камыш-Зари отправляется школьный "петушок" на Верхний Токмак-2, где можно пересесть на Мелитопольский "ковбой". Вторая волна начинается по Донецку выездом в 16 часов электричкой Ясиноватая – Мариуполь с последующей пересадкой по Волновахе на "петушок" Волноваха – Камыш-Заря. Из Камыш-Зари в 3-4 утра идут "петушки" на Пологи и Верхний Токмак-2, но в них волна обрывается, если использовать только пригородные поезда. Кстати, к вечернему рейсу Волноваха – Камыш-Заря засылаются вагоны каждые 3-4 дня из Мариуполя после 17 часов.

Ночевка по Камыш-Заре – дело нелегкое. Вокзал там с клопами, поэтому люди при деньгах могут пойти в пристанционную гостинницу, а люди не совсем при деньгах – в "петушок" Волновахского формирования, находящийся в отстое (естественно, за небольшую мзду проводнику). Примерно в 2 часа ночи по Камыш-Заре встречаются 2 поезда: № 341 Симферополь – Луганск и № 342 Луганск – Симферополь, единственная ежедневная пара на линии Волноваха – Федоровка. К составу Симферопольского назначения прицепляется общий вагон Камыш-Заря – Симферополь, кстати не в сезон пустой, - его и можно использовать для продолжения волны в направлении Мелитополя – Крыма. Далее на Крымском направлении будет станция Верхний Токмак-2, с которой можно перейти (ок. 3 км) на станцию Верхний Токмак-1. С последней ок. 8 часов утра отправляется грузовой поезд на Бердянск, который, говорят, неплохо берет людей и по Токмаку, и на промежуточных станциях. Можно проехать поездом № 391 Ясиноватая – Херсон (из Донецка – в 22 часа по четным числам), где нет общих вагонов, а по Пологам пересесть на "петушок" Пологи – Чаплино, летние поезда Днепропетровск - Бердянск (4 ночи по нечетным), Москва - Бердянск (7 утра и 12 дня ежедневно), Киев - Бердянск (8 утра по четным). На последний Московский и Киевский летние в Бердянск можно пересесть, выехав из Камыш-Зари в 5 утра "петушком" на Пологи. Кроме того, по линии Волноваха – Федоровка 3 раза в неделю ходит пригородный экспресс Иловайск – Мелитополь (из Донецка – в 13 часов по ср, пт, вс; из Мелитополя – по пн, чт, сб) с межобластными местами 3 класса.

На направлении Донецк – Харьков имеется несколько сквозных линий, которые сводятся к трассе преимущественно пассажирского хода (Донецк/Дебальцево – Никитовка – Славянск – Лозовая) и преимущественно грузовых ходов (Донецк – Фенольная – Красный Лиман, Дебальцево – Артемовск-2 – Изюм). Самые популярные маршруты на Харьков электричками с выездом из Донецка в 4 утра (с пересадками в Красном Лимане, Изюме или в Славянске, Близнецах), 7 утра (с пересадками в Славянске, Лозовой), 9 утра (с пересадками в Никитовке, Изюме), 13 часов (с пересадкой в Языково), 14-15 часов (с пересадкой в Никитовке, Славянске), 19-20 часов (с пересадками в Славянске, Изюме или Славянске, Языково). Будьте внимательны, поскольку на данном направлении расписание меняется сравнительно часто! Пригородные пассажиропотоки из Донецка могут проходить как через Фенольную (Новгородское, пригород Дзержинска) - Славянск, так и через Никитовку - Артемовск-2, в плане внутриобластных пригородных перевозок представляющих собой два отдельных луча. Первый луч в плане скорости имеет бОльшие возможности, но при поездках пригородными поездами вряд ли будет ощущаться существенный выигрыш. Однако же, на направлении Донецк – Славянск – Лозовая обычно больше пассажиров, чем на Артемовском. На данном направлении нужно быть по возможности внимательным при пересадке в Близнецах и Лозовой, а на Артемовском – в Никитовке и Красном Лимане. Кстати, электрички Краснолиманского назначения используются грибниками для подъезда к грибным местам. А Харьков представляет мощнейшую в Украине развязку ЖД с пригородными и пассажирскими поездами, волнами в сторону Москвы, Льгова, Сум – Чернигова, Полтавы – Киева.

Ежедневно кроме вт, чт ходит электропоезд повышенной комфортности Мариуполь – Славянск (из Мариуполя - ок. 9 утра, из Донецка - ок. 10-11 часов утра), который для перемещений внутри области мало пригоден. Другое дело, для пересадки по Краматорску на Харьковский экспресс! На этой волне Вы потратите столько же времени, сколько на пассажирском поезде (все же меньше, чем при движении на пригородных поездах), но за билеты заплатите в 1,5 раза меньше, поскольку в электричках межобластные места 3 класса. Вечером из Мариуполя в 18 часов из Мариуполя и в 21 час из Донецка на Харьков ходит хороший ночной поезд № 621/622 Мариуполь – Харьков, в котором из 14 вагонов – 12 плацкартных (и ни одного общего, не смотря на 600-й номер), в Харькове будете в 5 утра (поезд идет через Артемовск-2, Изюм; билеты лучше покупать предварительно). Если не получилось - можете воспользоваться "чудо-экспрессом" № 171/172 Донецк – Харьков (отправление в 22-23 часа), где все места сидячие, 2 класса (все же лучше, чем в ночном автобусе), билеты по Донецку на него есть всегда (реально поезд начинает наполняться по Константиновке – Краматорску, идет через Фенольную, Лозовую). В дневное время доехать до Харькова можно в скорых поездах № 9/10 Донецк – Москва и № 77/78 Мариуполь - Москва, но там пойдет немалая доплата за скорость. Кроме того, по четным числам (из Мариуполя – в 17 часов, из Донецка – в 20 часов) ходит поезд № 347 Мариуполь – С.Петербург, с нового графика на 2008-2009 гг. – через Харьков, Сумы, Брянск, Смоленск, Витебск.

Направление Донецк – Полтава с 2006 г. проходится относительно легко в связи с назначением прямых дизельпоездов Лозовая – Полтава-Южная. Правда, ходит поезд № 616 Мариуполь – Полтава (из Мариуполя – в 18 часов, из Донецка – в 21 час) с общим вагоном, но из Мариуполя он идет по нечетным числам. Поэтому, можно выехать из Донецка электричками в 4 утра (с пересадками в Славянске, Близнецах, Лозовой), 7 утра (с пересадками в Славянске, Лозовой), 13 часов (с пересадками по Языково, Лозовой плюс 4-часовым ночным отстоем поезда по Краснограду), 14 часов (с пересадками по Никитовке, Славянску, Языково и ночевкой по Лозовой) и 19-20 часов (с пересадками по Славянску, Языково, Лозовой). В Полтаве имеется 2 вокзала: Полтава-Южная, откуда ходят электрички на Огульцы (Харьковское направление) и дизеля на Лозовую, Кременчуг, и Полтава-Киевская, откуда ходят электрички в направлении Ромодана - Гребенки (Киевское направление). Попасть с Полтавы-Южной на полтаву-Киевскую можно на городских автобусах. Из Донбасса на Полтаву так же идет скорый поезд № 20 Луганск – Киев (через Никитовку, Славянск, Лозовую).

Отдельно можно рассмотреть направление Донецк – Купянск, пригородными поездами на котором нужно ехать через Святогорск, а пассажирскими – через Попасную. Пригородные волны на Купянск из Донецка начинаются выездом электропоездами в 4 утра (с пересадками по Красному Лиману, Святогорску), в 9 утра (с пересадками по Никитовке, Святогорску) и в 19-20 часов (с ночевкой по Славянску и пересадкой по Святогорску). Из Купянска есть несколько пригородных волн на Белгород, Старый Оскол – Елец и Лиски – Воронеж. Пассажирские поезда на линии Святогорск – Купянск почти не ходят (за исключением летних, 1-3 раза в неделю), поэтому цивильным способом туда лучше двигаться через Попасную. Из Донецка ходит 1 ежедневный поезд № 338 Донецк – Москва (отправление в 12 часов дня) и 1 поезд по нечетным числам № 384 Мариуполь – Минск (из Мариуполя – в 12 часов, из Донецка – в 15 часов). Можно выехать из Донецка в 5 утра поездом Симферополь – Луганск и по Дебальцево пересесть на поезд Дебальцево – Хмельницкий (с нового графика на 2008-2009 гг. он ходит через Попасную, Купянск); можно выехать из Донецка экспрессом № 820 Донецк – Луганск и по Дебальцево пересесть на поезд № 605 Луганск – Сумы (без общих вагонов, плюс в нем полно командированных). А можно поступить как настоящий путешественник пригородными поездами: выехать Краснолиманской электричкой из Донецка в 17 часов, пересесть по Горловке на электричку Дебальцевского направления, по Дебальцево – на дизель на Попасную, а по Попасной – на дизель до Купянска, где будете в 5-6 утра!

Луганское направление является одним из самых непонятных в Донбассе в плане организации пригородного сообщения. Имеется ежедневный экспресс № 820 Донецк – Луганск (отправление в 16 часов) с межобластными местами 3 класса со временем в пути чуть более 3,5 часов (как на автобусе-экспрессе или прямой маршрутке) и стоимостью проезда в 2,5 раза меньшей, чем на автобусе. Этот экспресс подвязан по прибытию в Луганск к Старобельскому "петушку". Пригородная волна на Луганск начинается в Ясиноватой выездом в 3, 10 и 18 часов электричками на Нижнекрынку - Боржиковку, Никитовку - Красный Лиман и Иловайск - Дебальцево соответственно; в первом случае пересаживаемся в Дебальцево и Родаково, во втором - в Никитовке, Северске, Зимогорье, в третьем - в Дебальцево, Попасной. НО в любом случае придется "писАть угол" через рокаду Северск - Родаково. Остальные волны на Луганск при использовании только пригородных поездов глохнут за Дебальцево. Есть так же электрички Ясиноватая – Красный Луч (отправление в 9 утра), Ясиноватая – Чернуино (отправление в 14 часов). Если вы не боитесь прогулок ночью, при условии знания Вами местности, можно использовать электричку Ясиноватая - Иловайск - Дебальцево (ту, что в 18 часов из Ясиноватой), пройтись 8 км пешком, и сесть в 5 утра на дизель Депрерадовка – Луганск – Карьер 122 км. В час ночи из Ясиноватой идет поезд № 608 Кривой Рог – Луганск (без общих вагонов). Есть так же интересная волна, которая глохнет в Мануиловке: выезд из Донецка в 21 час электричкой до Никитовки, после 5-часового ожидания по которой садимся на Дебальцевскую электричку, а по Дебальцево – на Мануиловскую электричку. По Мануиловке (г. Зоринск) можно сесть на автобус до Алчевска, откуда ходят автобусы до Луганска. Вообще, после Дебальцево на Луганском направлении лучше использовать либо пассажирский поезд, либо автобус.

Мариупольское направление является одним из самых оживленных в плане пригородных и пассажирских перевозок, не смотря на то, что Мариуполь – это фактически тупиковый пункт. Ходят электрички Ясиноватая – Мариуполь (отправление в 3, 5, 8, 12, 15, 16, 18 часов), местные поезда Полтава – Мариуполь (из Донецка в 5 утра по четным, есть общий вагон), Харьков – Мариуполь (из Донецка в 6 утра), экспресс Славянск – Мариуполь (кроме вт, чт, из Донецка в 17 часов) и дальние поезда Киев – Мариуполь, Москва – Мариуполь, Львов – Мариуполь (по нечетным), С.Петербург – Мариуполь (по четным), Миниск – Мариуполь (по нечетным). Сейчас на направлении проводится тотальный капремонт перегонов и станций, готовятся запустить новый фирменный состав Славянск – Мариуполь. Направление интересно в плане пересадок на автобусы из Мариуполя в Володарский, Першотравневый и Новоазовский районы. Так же по Еленовке можно пересесть на автобусы в Докучаевск и Андреевские Дачи, по Великоанадоли – на Владимировку, по Карани – на Тельманово. Остановка у Мариупольского автовокзала – о.п. Азовсталь – в 2007 г. была отменена, нужно было вставать на о.п. Заводская Площадка и ехать маршруткой № 137. Никто не дает гарантии, что этим летом данная бяка не повторится.